ХУДОЖНИК ГЕННАДИЙ АРХИПОВ

Архипов Геннадий Федорович (1941 – 1994)

Он был художник. Талантливый. Не уместившийся ни в эпоху, ни в собственную судьбу. Ушедший из жизни в зените своего зрелого мальчишества, едва пройдя рубеж пятидесяти трех…

Геннадий Архипов. Это имя известно не многим. Оно не мелькало на городских выставках. Последние годы он прожил в поселке Орджоникидзе (Орджо – так ласково и поэтично зовут это место феодосийцы).

Родился Геннадий 20 марта 1941 года под Ташкентом, в городе Чирчик, в семье летчика. Отец, Федор Петрович Архипов, погиб на фронте в первые месяцы войны. Мама, Ефросинья Григорьевна, пожив немного у родственников в Сибири, была направлена в Карелию (по специальности она – метеоролог). Вместе с маленьким сыном кочевала по стране – были и Киев, и Закарпатье. В 1953-м приехали в Феодосию, уже втроем: Гена обрел отчима. Этот сердечный человек действительно заменил ему отца. Его потерю потом, уже студентом, юноша пережил очень тяжело.

Здесь, в Феодосии, Геннадий окончил художественную школу. Сомнений в выборе пути не было – художник! О своем сокурснике по симферопольском училищу имени Самокиша вспоминала Эльвира Лец: «Гена был очень талантлив. Одинаково легко, быстро выполнял и рисунки, и живописные этюды. Дружил со всеми. Был добрый, всегда неунывающий. Внешне выделялся спортивной фигурой, какой-то особой элегантностью, его украшали густые светлые кудри, он хорошо танцевал, пел…»

В 1969 году Архипов окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В дальнейшем он связал свою творческую судьбу с крымским художественным фондом. Выполнил много монументальных работ в технике художественного салона в Симферополе и, конечно, всегда писал «для души»: пейзажи, натюрморты, портреты. У Геннадия Федоровича много автопортретов – он пристально всматривался в себя, изучал загадочнейший из миров – человека…

Вообще, за что бы он ни брался – даже заказное панно на автобусные остановки – всё носило его особый почерк.  Изящество, лиризм, глубина, полное погружение в тему – всё было в высшей степени профессионально!

Когда в 1974 году переехали с мамой из Феодосии в поселок, он радовался. Волошинские берега его вдохновляли: путешествия по холмам, зимние купания в море, и просившаяся на полотно древняя бухта Провато – всё было прекрасно…

Но жизнь двигалась драматично, как у всякой крупной неординарной личности: попытки создать свою семью, одиночество, наполненность человеческой болью, растворенной в воздухе Земли. По натуре это был мыслитель, великий книгочей. Годы его зрелости отмечены мучительными поисками Истины и Смысла…

Гена ушел из жизни внезапно, 19 апреля 1994 года. «… Гена был ласковым, добрым сыном, –  вспоминает мама художника. – Очень мягким. Всегда заботился обо мне, если заболею. Бывало, рисует в своей комнате, а мне нездоровится. Не раз зайдет ко мне ночью… Он был мне настоящим другом».

Ефросинья Григорьевна Березовская с благодарностью передала музею Грина несколько картин и рисунков Геннадия. С чем она не могла расстаться – это икона «Владимирская Богоматерь», написанная ее замечательным сыном, –  для матери. В знак любви, поддержки, утешения. И неизбежности расставания…

Алла Алексеевна Ненада ветеран Феодосийского литературно-мемориального музея А.С.Грина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *