С. Ю. Титова (главный хранитель МБУК Феодосийского литературно-мемориального музея А.С.Грина)
В данной работе используются материалы из архива Сергея Владимировича Толкачева[1], поступившие в музей в 1997 г. Среди этих документов – публикации произведений А. Грина, печатавшиеся 1-2 раза при жизни Грина, и только в журнальных вариантах. В архиве С.В.Толкачева таких произведений девять:
1. Знай наших. Басня. Новый Сатирикон. 1914. № 40 (2 окт.).
2. Со ступеньки на ступеньку. Фельетон. Новый Сатирикон. 1914. № 49 (4 дек.).
3. Испорченный аппетит. Стихотворение. Стрекоза. 1914. № 48 (дек.). (Геркулес. 1916. № 16).
4. Кошмарный случай. Рассказ. Двадцатый век. 1915. № 8 (фев.)
5. Битва в воздухе. Рассказ. Двадцатый век. 1915. № 8 (фев.)
6. Каприччио. Стихотворение. Новый Сатирикон. 1915. № 22 (28 мая).
7. Черный роман. Рассказ. Двадцатый век. 1915. № 24 (июнь).
8. Рождественский дед. Стихотворение. Солнце России. 1917. № 386 (июль).
9. Урбан Грац принимает гостей. Рассказ. Лукоморье. 1914. № 19 (19 сент.).
(Двадцатый век. 1914. № 44; приложение газеты «Петроградский листок», 1916, 24 мая «Мой дом»).
А. С. Грин писал: «Нехотя, против воли признают меня российские журналы и критики, чужд я им, странен и непривычен…». Видимо, Александр Степанович имел в виду крупные, так называемые «солидные» журналы, такие как «Русское богатство» или «Русская мысль».
В нашей работе представлены журналы 1914-15 гг., в которых печатался А. Грин. За эти два года у Грина было около 155 журнальных публикаций примерно в 25-ти различных изданиях. Если из них выделить «пятерку лидеров» по количеству гриновских публикаций, то можно составить следующую таблицу:
1. | Двадцатый век | 51 |
2. | Новый Сатирикон | 21 |
3. | Женщина | 13 |
4. | Война | 11 |
5. | Геркулес | 7 |
Соответственно этому «пьедесталу» представим публикации из архива Сергея Владимировича Толкачева.
Первое место по числу публикаций в 1914-15 гг. занимает журнал «Двадцатый век». Об этом журнале Лев Гумилевский[1] вспоминает: «В дореволюционном Петрограде, на одной из десяти Рождественских улиц, <…> находилось издательство Богельмана. Оно выпускало множество журналов <…> Самым распространенным из них был еженедельник «ХХ век», на страницах которого я и оказался случайным соседом Александра Степановича Грина.
Хорошо помню мой первый визит к Богельману в 1915 г. По тому как старик взял рукопись, понес с собой, <…>я понял, что <…> пришел в торговое помещение, не в издательство.
<…> Больше четверти листа рассказы отвергались без просмотра <…>
Гонорар был ничтожным, по 5-7 рублей рассказ. Но так как шло почти всё, что приносилось, то случалось, я получал по 25 рублей за раз».
И далее: «Только в дни крайней нужды обращался Александр Степанович к Богельмановским журналам. Я думаю, многое писалось за ресторанным столиком, среди шумного остроумия в дружеской компании, когда нечем было платить по счёту и пока еще не закрылась контора «ХХ века». Герои этих произведений носили имена, списанные с карточек меню; события громоздились одно на другое, герцоги и баронессы выражались, как ломовые извозчики, и всё обращалось в мистификацию богельмановских читателей. (Можно вспомнить про рассказ «Рыцарь и шпага»: мистификация, под Эдгара, действующие лица баронесса, герцог, вероятно, его и имеет в виду Гумилевский)
Кто-нибудь нес рукопись к Богельману и обед продолжался».[2]
Это личное впечатление Льва Гумилевского. Где точно писал А.Грин рассказы, относимые в редакцию «ХХ века», мы не знаем, но эти слова частично подтверждаются Н.Н.Грин: «В молодости Александр Степанович в периоды острой нужды, да и не только,- писал все, что взбредет в голову, часто не отделывая, дабы только скорее получить монеты. Поглотителями таких рассказов были «Синий журнал», «Геркулес» и прочие такого типа».[3]
В своей работе мы представим четыре рассказа, напечатанных в журнале «ХХ век».
Рассказ «Кошмарный случай». Тему рассказа можно определить как антивоенная, именно военной и антивоенной тематике посвящено большинство рассказов, напечатанных Грином в этом журнале. Сюжет таков:
Герман Шульц был когда-то матросом. Прожил три года на Филиппинах, из них полгода в племени каннибалов, где его почему-то не съели.
Вернувшись в Петербург во время войны, он основал общество «Едоков». А «продукт» для их блюд доставляли с полей сражения. Всю это шайку выследил и взял с поличным никто иной, как Нат Пинкертон. (Тема создания «экстремальных обществ» не случайна, она была разработана в одном из лучших рассказов А.С. «Зурбаганский стрелок» (1913); эта тема перекликается с творчеством Стивенсона (ср. повесть «Приключения принца Флоризеля»), которое было известно А.С.).
Рассказ «Битва в воздухе», опубликованный в том же журнале «ХХ век», также написан на военную тему.
Летчик Петров ведет воздушный бой с немецким самолетом и вдруг замечает, что противник – женщина, необыкновенной красоты. Но бой он все-таки выиграл и чудом не разбился, потому как заснул на высоте 3000 м. В рассказе происходит совмещение реальности и видения, поэтому читатель остается в неведении: приснилось ли все это летчику Петрову или он заснул уже после боя.
К рассказам, написанным на военную тему, относится и напечатанный в 44 номере «ХХ-го века» рассказ «Урбан Грац принимает гостей» (в архиве Толкачева этот рассказ представлен в более раннем издании – журнал «Лукоморье», 1914 год, № 19)
Урбан Грац во время оккупации не покинул свой дом, несмотря на бегство слуг. Австрийский взвод остановился в доме Граца, устроили там погром, а когда Грац признался офицеру, что это он утром стрелял по их отряду, его убивают. Умирает Грац со словами: «Я не мог поступить иначе. Это мой дом, моя земля, моя честь». На следующее утро в город входят казаки.
На войне всегда есть место подвигу. И у каждого человека свой подвиг.
Военные рассказы А.С. в «ХХ веке» оформлялись фотографиями военной тематики
Из рассказов, опубликованных Грином в журнале «ХХ век» и хранящихся в архиве Сергея Владимировича Толкачева, интересен и рассказ «Черный роман».
Хулиган Ярмес едет по приглашению в богатый дом к знатной даме. Она, красивая женщина, бросается ему на шею, и в этот момент появляется мужчина с револьвером, прогоняет испуганного Ярмеса, грозит женщине. Когда Ярмес убегает, из-за шторы появляется кинооператор. Все смеются, довольные сыгранной сценой и тем, что Ярмесу не надо платить деньги за фильм. Мотивы киносъемок с использованием неведения людей для съемки сюжетов, чтобы они выглядели натурально – рассказ????
Лев Гумилевский писал, что «ничего из всего того, что печаталось в «ХХ веке», Грин не включал в свои книги. Многие из этих рассказов были подписаны псевдонимами Александров или Степанов. Но в этой необходимости писать ради куска хлеба Грин был не одинок».
На втором месте в нашей «пятерке лидеров» стоит журнал «Новый Сатирикон». Это был еженедельник, который издавался с 1913 года (издатель – Корнфельд, редактор – Аркадий Аверченко).
Аверченко[4] собрал вокруг себя поэтов, работающих в юмористическом жанре: Саша Черный, Тэффи. В 1914-15 гг. в «Новом Сатириконе» печатались стихи Грина. По воспоминаниям Лидии Лесной[5]: «Это был по тем временам один из передовых журналов. Его хлесткая сатира и злой юмор не раз встречали свирепые наскоки цензуры. В 1914 г. журнал был закрыт и снова возродился под заголовком «Новый Сатирикон».
Грина встретил тепло и сочувственно основатель и редактор журнала Аркадий Тимофеевич Аверченко, сразу подметивший в незрелых стихах Грина своеобразный талант.
А печататься в «Сатириконе» – это была «марка». Свои первые стихи принес туда и Маяковский».[6]
В 1914-15 гг. в «Новом Сатириконе» были напечатаны следующие гриновские поэтические произведения: басня «Знай наших», фельетон «Со ступеньки на ступеньку», стихотворение «Каприччио».
«Даже самые мои плохие рассказы, написанные в нужде, за пятирублевки, без серьезного обдумывания, подписанные Степановым, Александровым, Моравской и всякими другими псевдонимами, которые я уже забыл, все-таки носят на себе хоть малую печать моего писательского «я»»[7]– справедливо отмечал А.С.Грин.
[1] Толкачев Сергей Владимирович – журналист–гриновед. последние годы жил в г. Пинске (Беларусь)
[1] Гумилевский Лев Иванович (1890) – прозаик, автор многих романов и повестей, а так же книг из серии ЖЗЛ («Рудольф Дизель», «Вернадский» и др.)
Д 1328
[3] Н.Н.Грин. Воспоминания об А.Грине. ФЛММГКП 3553
Д 1348
[4] Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881-1925) – беллетрист, фельетонист, редактор журнала «Новый Сатирикон»
[5] Лесная-Шперлинг Лидия Валентиновна (1889) – журналистка, поэтесса, актриса театра кукол.
[6] Лидия Лесная. А.Грин в «Сатириконе». ФЛММГКП 3539
Д 1334
[7] Н.Н.Грин. Воспоминания об А.Грине. ФЛММГКП 3553
Д 1348
Добрый день, дорогие друзья!
Феликс Чечик беспокоит.
Вопрос-просьба: я земляк С. В. Толкачева и давний его друг.
Сейчас готовится посмертное издание
Толкачева и я его составитель. Я знаю,
что вас связывала многолетняя дружба и сотрудничество. Сохранились ли у вас его материалы. Буду вам признателен.
С уважением,
ФЧ
Здравствуйте, уважаемый Феликс! В документах музея есть порядок доступа к музейной коллекции для исследователей. Ознакомьтесь пожалуйста и алгоритм действий Вам будет понятен. Я передам Ваше письмо главному хранителю и она Вам ответит при первой возможности. Пожалуйста, продублируйте Вашу просьбу на нашу эл.почту: domgrina@mail.ru
Ссылка на порядок доступа в фондовым материалам для исследователей: https://feomuseygrina.ru/wp-content/uploads/2023/07/%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95-%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B5-%D0%B8-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0-%D0%BA-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%9C.pdf
Всего Вам самого доброго.