В Феодосийском литературно-мемориальном музее А.С. Грина открылась выставка работ караимского художника Фёдора Михайловича Шпаковского. Название «Любимые сюжеты» она получила благодаря предпочтениям автора в предмете изображения. Фёдор Михайлович говорит, что его «любимые сюжеты – это улочки города, архитектура, море, натюрморты».
Открытие выставки прошло в тёплой обстановке. С приветственным словом к гостям обратилась заместитель директора музея Светлана Владимировна Колотупова. Фёдора Михайловича пришли поздравить художники Юрий Петрович Сулимов, Наталья Четвергова (Творческий Со-юз «Вдохновение»), Аркадий Малышев. Среди участников вечера – поэтесса Ирина Ивановна Игнатова и Алексей Николаевич Завитáев (бард, исполнитель песен на слова Ирины Игнатовой, ответственный секретарь русских писателей Восточного Крыма), в выступлении которых звучали стихи и песни о родной Феодосии. Стихотворения о своём народе («Караимы» и «Мой Крым») читал поэт, караим Александр Альянаки. Мелодию караимского танца «Хайтарма» исполнила его супруга Ирина Валерьевна. В заключении вечера выступила председатель «Феодосийского национально-культурного общества “Мэхэбэтлик”» Ольга Павловна Ткебучáва. Поздравив Фёдора Михайловича с открытием выставки, она пожелала ему здоровья, вдохновения и творческих успехов.
На выставке представлено 34 работы художника в технике масляной живописи. Натюрморты – их третья часть. Здесь можно увидеть изящные композиции с цветами, фруктами, предметами национального быта, романтические морские пейзажи, старые улочки городов Крыма с их непо-вторимой архитектурой. Некоторые здания, запечатлённые в работах Фёдора Михайловича, к сожалению, уже не существуют или утратили свой прежний облик. Но их история навсегда сохранится в живописи художни-ка Ф.М. Шпаковского.
Как караим и член национально-культурного общества «Мэхэбэтлик», Фёдор Михайлович является активным деятелем по сохранению культур-ного наследия своего народа. И это очень важно на сегодняшний день! Он – «прекрасный рассказчик, – заметила председатель общества Ольга Павловна Ткебучáва, – знает караимские легенды, которые передает подрастающему поколению, замечательный кулинар, в арсенале которого множество блюд в традициях национальной кухни, участник городских и республиканских мероприятий караев».




Фёдор Михайлович родился в 1962 году в Феодосии. Всё его детство прошло в районе Карантина – старой части города. Он воспитывался на караимских традициях и любви к прекрасному, любви к живописи. Его художественные работы – это история караимского народа и история нашего города. Ольга Ткебучáва отметила: «В своих картинах Фёдор Ми-хайлович отражает дух караимских феодосийских улочек, зданий, архи-тектуры».
«Потребность рисовать была всегда», – признаётся Ф. Шпаковский. Романтика крымской природы, городские пейзажи старой Феодосии и её памятники архитектуры, картинная галерея великого мариниста Айвазов-ского и талант мамы, которая по словам художника «в молодости очень красиво умела писать картины», пробудили в юноше стремление серьёзно заняться художественным творчеством. Работая инкрустатором-краснодеревщиком на Феодосийской мебельной фабрике, он посещал кур-сы рисунка при художественной школе города.
Вернувшись в родную Феодосию после учёбы и работы на Сахалине (Сахалинское Морское Пароходство), Фёдор Михайлович посвящает любимому творчеству каждую свободную минуту. Пишет миниатюры и большие картины.
Работы Фёдора Шпаковского неоднократно выставлялись в феодосийских музеях: «Дача Стамболи» (с 2018 по 2020 гг.), Музее А.С. Грина (2022 г.), Музее древностей (2024 г.). Многие картины автора хранятся в частных коллекциях в Москве и за рубежом: в Польше, Германии, Канаде, Австралии, Китае.
Завораживает простота сюжета в работе художника «Рыбацкий стан»: чистая полупрозрачная морская гладь, на песчаном берегу – рыбацкие лодки, плетёная корзина и деревянный ящик для улова, чуть выше на зелёном холме у рыбацких сетей фигуры людей, а вдали – два еле различи-мых глазом парусника. В этой работе солнечный свет является главной точкой: он добавляет тепла сюжету произведения. Хмурое сине-серое небо отражается в морской воде, на переднем плане берег, покрытый тенью. Но где-то за кадром – проглядывает солнце, лучи которого освещают обрывы холма золотым светом.
Эмоции волнительной радости вызывает марина автора «Идём домой»: нос рыбацкой шаланды на скорости рассекает морские пенистые волны в густых сумерках, чтобы быстрей приблизится к берегу, горящему множеством вечерних огней.
Восхищение вызывают работы художника с романтическими морскими пейзажами: «Старые итальянские мотивы» и «Тихий прибой». В них ожи-вают морская гладь, заснеженные горы, живописные бухты с песчаными пляжами и зелёными холмами, на которых возвышаются величественные стройные кипарисы.


Интересны работы Фёдора Михайловича «Рассвет» и «Дорога на Кок-тебель». Это – пейзажная фантастика, «музыкально-красочные компози-ции» на тему Юго-Восточного Крыма, которую поэт и художник Макси-милиан Волошин, гений этого места, назвал Киммерией.

«Скупость и скупость» киммерийского ландшафта в работах автора скрашены яркой зеленью травы и многообразием красок полевых цветов, синевой морской глади, нарядностью белых пушистых облаков, плывущих над практически пустынной Коктебельской долиной («Дорога на Коктебель») и тёплым оранжевым светом восходящего над морем солнца в работе «Рассвет».
Старые дома городов Крыма с их неповторимой архитектурой и имеющие богатую историю можно увидеть в картинах художника «Евпаторийский дворик», «Ливадийский дворец» (Ялта), «Вид на кенасы Джуфт-Кале» (Чуфут-Кале, к востоку от Бахчисарая), «Старый дом Айвазовских», «Дача Стамболи в лунном свете», «Вид на мечеть Муфти-Джами» (Феодосия).
В картинах Фёдора Шпаковского «Старые города Крыма» и «Караимская слободка» запечатлены улочки городов Бахчисарая и Феодосии, которых уже не существует.




Известно, что караимы населяли все города Крымского полуострова, но только в Феодосии есть уникальный памятник местного и регионального значения Караимская слобода, – историческая часть города. В 1932 году об этой частице прошлого вспоминал наш земляк профессор медицины Иван Михайлович Саркизов-Серазини: «Узенькие улицы, покрытые каме-нистыми плитами, неожиданные изгибы переулков, высокие глухие стены, решетчатые окна. Вся слободка сжалась, спряталась под защиту Митрида-това холма, замкнулась за тяжёлые засовы своих ворот, огородилась от остального мира». «Современная Караимская слобода, частично разру-шенная во время Великой отечественной войны, перестроенная и продол-жающая перестраиваться в наше время, выглядит уже не так как прежде». (Вячеслав Ельшевич «Историческая топография караимской слободы в Феодосии», источник: vk.com›@feo_craeved-bez-nazvaniya). О её былом облике можно узнать из мемуаров, а в работах художников увидеть её со-хранившиеся достопримечательности: караимские дома, фонтаны, кенасы. Одной из таких работ стала картина Ф. Шпаковского «Караимская сло-бодка». Дома и улицы, запечатлённые в ней художником, мог видеть Александр Грин, поскольку Слободка частично сохранила свой облик вплоть до 30-х годов ХХ века, – того времени, когда Александр Степанович жил в Феодосии. После закрытия выставки, работа «Караимская слободка» останется на хранении в фондах Музея А.С. Грина: она – дар автора. Оригинальны и интересны натюрморты Фёдора Михайловича. Они рас-крывают как внутренний мир самого автора, так и культурные традиции и ценности караимского народа. Среди таковых натюрморт Красные ябло-ки». Красное яблоко – символ, окутанный пеленой легенд и традиций, прошедший сквозь века и сохранивший свою актуальность по нынешний день. Существует версия, что для караимов красные яблоки – это символ предмета, связанного со Священным Писанием – Торой. «Караимы испо-ведуют Тору в чистом виде», – повествует о своём народе Фёдор Михай-лович. Религиозное вероучение караими́зм основано на Танахе (общее название всех 24-х книг, которые все вместе составляют Письменную Тору: Пятикнижие, книги Пророков и Писания). Но поскольку Тора – основная священная книга в иудаизме (дословно Тора с древнееврейского перево-дится «закон»), она является источником основных религиозных традиций иудаизма, которые позаимствовал караимский народ. Длинный перга-ментный свиток Рукописной Торы крепится на двух деревянных валиках (ацей хаим, буквально означающее «Древá Жизни»), на верхних концах которых надевают серебряные украшения – таппухим (на иврите «ябло-ко»). С этим украшением и символизируются красные яблоки. (Екатерина Акав «О некоторых чертах декоративно-прикладного искусства крымских караимов (XIX–XX вв.)», источник: kulturologia.ru›blogs/311019/44542/).
Ещё один священный плод караимов запечатлён в картинах Фёдора Шпаковского – гранат – «зернистое яблоко» («Восточный натюрморт», «Гранаты»). Он почитается в иудаизме за красоту плода. Его семена сим-волизируют плодородие, святость и изобилие. Иудаисты считают, что в одном плоде граната вмещается 613 семян – количество, соответствующее числу заповедей Торы. Соком и отваром граната караимы лечились от многих болезней. Изображение этого фрукта существует на колонне одной из кенас. Раскрытый плод граната считается символом единства караимов. (Джамиля Курди «Символика граната в живописи: как связан этот плод со страстями Христовыми», источник: kulturologia.ru/blogs/3110).
В работах «Восточный натюрморт» и «Натюрморт с кувшином» запечатлён виноград. На протяжении многих веков в искусстве и литературе изображалась виноградная лоза – символ связи и единства. В евпаторий-ском комплексе караимских кенас есть виноградный дворик, который при-даёт комплексу очарование и вызывает особое восхищение посетителей. Некоторым виноградным лозам комплекса, как полагают караимы, не менее ста лет. Под этими ветвями гости могут отдохнуть, а верующие подго-товиться к молитве. Виноград для караимов символизирует подготовку верующих к восприятию молитвенного настроя до вхождения в храм. Кроме того, виноград связан с профессией караимов: их причисляли к лучшим садоводам.
Груши, инжир, сливы, мандарины, клубника, оливки… Всё, что просто понравилось автору, он отразил в своих «сочных, вкусных» натюрмортах. В картинах «Натюрморт восточный», «Кофе по-турецки», «Восточный натюрморт», «Натюрморт с клубникой» запечатлены предметы быта и национальной утвари караев.
Оригинальна и непосредственна работа Фёдора Михайловича «Рабочий перекус». В её простом незамысловатом сюжете – бородинский хлеб, половинка лимона, аккуратно сложенный конусом бумажный кулёк из ко-торого веером распадается по поверхности стола серебристая хамса – распространённая обитательница Чёрного моря. Глядя на эту живую картин-ку, чувствуешь, как начинают работать вкусовые рецепторы.
На философские размышления наводит абстрактная картина автора «Четыре стихии», в которой отражены взаимосвязанные и постоянно вза-имодействующие между собой фундаментальные силы, несущие уникаль-ную энергию и управляющие миром и жизнью на Земле: огонь, вода, зем-ля, воздух. Насыщенные выразительные цвета работы, отражающие эмо-ции художника, передаются созерцателю. Земля, характерными свойства-ми которой являются стабильность, прочность и плодородие, запечатлена чёрным цветом – символ страха и боли в абстракции. Рядом с ней ярко-оранжевого цвета огонь – символ жизни, силы и очищения. Он есть сама энергия, страсть, трансформация. Землю окружает вода – источник жизни, чистоты, обновления. Она необходима для существования всего живого. И самое сложное в передаче изображения – воздух. Он есть свобода, движе-ние, дух. У автора он становится видимым благодаря пунктирным линиям белого цвета, которые сводятся в разорванный круг.
Выставка «Любимые сюжеты» будет действовать до 23 марта настоя-щего года. Она впервые представляет новую работу автора – городской пейзаж «Зимний вечер». Очарование красивой снежной сказки на фоне тихого жёлтого заката, городская улица со старинными фонарями и архитектурой зданий начала ХХ века не могут оставить равнодушным взгляд созерцателя.
Н.Ю. Кошелева – научный сотрудник музея