ВНУЧКА ЭЛЛАДЫ, СОПЕРНИЦА РИМА

Ирина ПАНАИОТИ, старший научный сотрудник Феодосийского литературно-мемориального музея А.С. Грина

Феодосия

“Feodosiia” Carlo Bossoli

Каждый, кто побывал в Крыму,

уносит с собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль.

Константин Паустовский

Море просыпается от прикосновения первого золотого солнечного луча, легкий прибой нежно стряхивает очарование южной ночи, мягко лаская берег. И чудится, что сейчас на горизонте появится стремительный парусник под алыми гриновскими парусами, напомнив о трепетной юной Ассоль, дальних путешествиях, странах и чудесах, которые делают своими руками.

А может, к берегу пристанет груженная амфорами с оливковым маслом и вином древнегреческая триера или венецианская галера. Или на рейде бросит якорь один из кораблей русского флота — герой Наваринского или Чесменского сражения, и на берег города с древним именем Феодосия сойдут моряки, пропахшие соленым бризом. Этот город настолько прекрасен, что нет нужды проводить по нему воображаемую экскурсию. Достаточно просто рассказать о нем.

Век Астреи

Генуэзская крепость
Генуэзская крепость

Феодосия старше многих столиц мира — Москвы и Парижа, Лондона и Вены. Более 2,5 тысяч лет назад на берегу Феодосийского залива зазвучала эллинская речь и пришла великая культура. Основали город греки из Милета. Их привлекла прекрасная гавань, плодородные земли и удобное географическое положение. Античный историк и географ Арриан назвал его древним эллинским городом, ионийским, колонией милетцев. Поскольку сама Иония (историческая местность на восточном побережье Эгейского моря) была колонизирована греками сразу после Троянской войны и ее жемчужину Милет можно считать дочерью Эллады, то Феодосия может считаться внучкой.

В нашем городе найдены фрагменты дорогой чернолаковой керамики и великолепные терракотовые статуэтки из Греции, изготовленные не ранее второй половины VI века. Начиная с IV века до н. э. в сочинениях древних авторов и на отчеканенных монетах город называют греческим словом «Феодосия», что переводится как «Богом данная». Город переживал свой первый век Астреи. Сюда везли вино и оливковое масло из Милета, Самоса, Фасоса, Лесбоса, товары из Родоса, Самофракии, Гераклеи, Синопы. Вывозили пшеницу, рыбу, шерсть, кожу, лес, рабов. Как цивилизационный центр город мог бросить вызов самому Риму. Было широко развито гончарное производство, славились и изделия косторезов. При раскопках найдены замечательные артефакты из металла, камня, дерева, кости и стекла, изготовленные греческими и местными мастерами. Теперь они хранятся в музейных коллекциях Феодосии, Эрмитажа, Государственного исторического музея в Москве, Киевского музея исторических драгоценностей, Одесского археологического музея.

Не раз приходилось отстаивать город от кочевых племен, которые сменяли друг друга. Но каждый раз Феодосия возрождалась. В Средние века ее захватили купцы из Генуэзской республики и основали Каффу, столицу Газарии (Кассария, Каксария, Газария — генуэзские владения вокруг Черного моря с середины XII до конца XV века во главе с консулом. — Авт.). Тогда большую часть населения Каффы составляли латиняне. Они поддерживали торговые связи с Египтом, Индией, Ираном в пределах Черного моря. Иногда в порту стояло от 300 до 700 судов.

Каффа стала и сосредоточением духовной жизни. Имелось множество храмов разных конфессий, приезжали ученые и философы из разных стран. Город еще со Средних веков был центром распространения христианской веры. Одним из самых древних православных храмов является греко-византийский Введенский, или Храм Введения Пресвятой Богородицы, который возвели в VIII–IX веках. Он долгое время был кафедральным, в нем служил викарий — епископ Феодосии и Мариуполя. Очень известна еще церковь Иверской Божьей матери, строительство которой может относиться к концу XIII или к началу XIV века. Она начинала свое существование как армянская церковь и носила имя Иоанна Крестителя.

И сейчас среди достопримечательностей Феодосии выделяются генуэзские башни, в основном названные в честь консулов: Джустиниани, Клемента, Христа (Криско), Круглая (Джованни ди Скаффа), Константина.

Гордиев узел

Дача Милос
Дача Милос

Выгодное транспортное положение превратило Каффу в яблоко раздора. В XV веке Османская империя завоевала город, переименовав его в Кефе. Одной из статей дохода как генуэзцев, так и турок была торговля невольниками, и недобрая слава о здешнем невольничьем рынке шла далеко за пределами Крыма. Из многочисленных мусульманских храмовых сооружений хорошо сохранилась только соборная мечеть Муфти-Джами, построенная в 1623–1630 годы. В период Российской империи здание принадлежало армянской общине, а ныне вновь отдано мусульманам.

Россия стремилась расширить свою территорию за счет новых плодородных земель и оградить себя от бесконечных набегов крымских татар и ногайцев. Первый шаг к радикальному решению вопроса был сделан в ходе Русско-турецкой войны 1768–1774 годов, когда армия под командованием князя Долгорукова захватила Крым и взяла штурмом Кефе. Как известно, знаменитый Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года предусматривал независимость Крымского ханства от Османской империи. Спустя 12 лет Екатерина II разрубила гордиев узел: аннулировала пункт договора о независимости ханства и присоединила его земли к владениям империи. В 1787 году она совершила вояж по новоприобретенным землям, которые активно восстанавливались после войн. Некоторые историки полушутя называют ее путешествие отправной точкой в развитии крымского туризма. Вернув Феодосии первоначальное греческое имя, Екатерина II провела здесь всего один день. Город оставил самые приятные впечатления: князь Потемкин-Таврический сделал все, чтобы путешествие было комфортным.

Рог изобилия

Фонтан Айвазовского
Фонтан Айвазовского

На территории здешнего санатория минобороны РФ сохранилось небольшое сооружение в виде грота. На этом месте стоял дом, где в августе 1820 года на несколько дней Пушкин останавливался по пути с Кавказа в Гурзуф. Из Феодосии он отплыл на паруснике «Мингрелия». Наблюдая с корабля потухший вулкан Карадаг, написал свой шедевр «Погасло дневное светило…».

В сентябре 1825 года наш город посетил Грибоедов. «Нынче обегал весь город, — писал дипломат, писатель и композитор в одном из своих писем, — чудная смесь вековых стен прежней Кафы и наших однодневных мазанок». Во время прогулки размышлял о судьбе города: «Отчего, однако, воскресло имя Феодосии, едва известное из описаний древних географов, и поглотило наименование Кафы, которая громка в стольных летописях европейских и восточных».

В XIX веке сформировался уникальный дух города. Практически все жители знали друг друга и старались сообща решать проблемы, радовались удачам и переживали неудачи. Здесь было сосредоточено много учреждений, где служили образованные и влиятельные люди. Даже те, кто оказывался здесь по воле обстоятельств (историк С. М. Броневский, «кавказский Суворов» генерал П. С. Котляревский, адъютант Кутузова и впоследствии градоначальник Феодосии и таврический губернатор А. И. Казначеев, участник Крымской войны вице-адмирал И. М. Соковнин и многие другие), подпадали под обаяние Феодосии.

Большую роль в общественной и культурной жизни играли фамилии Грамматиковых, Бианки, Хаджи, Дуранте, Шмиттов, Крымов, Стамболи, Айвазовских, Рукавишниковых, Гейденов. Некоторые из их потомков до сих пор проживают в Богом данной.

Вторую половину ХIX — начало ХX века принято называть золотым веком Феодосии. Она активно развивалась благодаря богатым меценатам и практичным решениям Александра III: по его указу был отстроен торговый порт и проведена от Джанкоя железная дорога. Крым вошел в сознание русского человека как филиал рая на земле. Ласковое море, солнечное небо, плодородная земля, яркое этническое многообразие и живое осязаемое дыхание истории будило воображение неизбалованного теплом и яркими южными красками нашего северного народа. Для холодного рационального Петербурга Крым стал островом мечты, местом паломничества культурной элиты. Хотя феодосийские пейзажи не так ярки, как праздничное Южнобережье, но красота киммерийских (киммерийцы — древнейший из известных в истории народов, живших в Крыму. — Ред.) холмов вдохновляла многих представителей русской литературы и искусства.

Одним из самых знаменитых уроженцев Феодосии стал непревзойденный художник-маринист Айвазовский. Его роль в истории города невозможно переоценить. Ни одно значимое событие не проходило без его участия. Летом к нему съезжались начинающие художники из разных уголков России. Концертный зал, библиотека, новое здание для музея древностей — все это проекты Ивана Константиновича, как из рога изобилия. Это он добился, чтобы император протянул первую на полуострове железную дорогу именно в Феодосию.

В 1853–1856 годах Айвазовский увлекся археологией. При раскопках феодосийских курганов нашли множество артефактов. В одном из погребений оказались золотые украшения знатной женщины, которые отличались особой красотой. Сейчас они находятся в экспозиции Эрмитажа.

Айвазовский был добрым гением родного города. Феодосия регулярно страдала от засухи, и в 1887 году он обратился к городской думе: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника». Через несколько лет на месте, где сейчас расположен Юбилейный парк, появился мраморный фонтан с питьевой водой. Он и сейчас украшает Феодосию. В память о знатном земляке именем Айвазовского названы железнодорожная станция и главный проспект. В 1930 году возле Картинной галереи установили памятник, где мастер запечатлен с палитрой и кистью в руках, а на пьедестале высечены слова «Феодосия — Айвазовскому». На его могиле, в сквере на пересечении улицы Армянской и переулка Айвазовского, установлено мраморное надгробие с надписью: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».

Иван Константинович открыл блистательную плеяду феодосийских художников. Само присутствие его привлекало таланты и развивало их, концентрируя атмосферу искусства. Максимилиан Волошин писал: «Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму».

Постепенно сформировалась так называемая киммерийская школа живописи (школа пейзажистов в Феодосии и Коктебеле. — Ред.). Ведущими в ней стали Айвазовский, Волошин, К. Ф. Богаевский. Учениками Ивана Константиновича были известный копиист его картин А. И. Фесслер и маринист Л. Ф. Лагорио. «Киммерийцами» стали трое внуков Айвазовского — М. П. Латри, А. И. Ганзен и К. К. Арцеулов, прославившийся еще и как летчик.

Прометеев огонь

Доковая башня
Доковая башня

Пути многих писателей пересекались в Феодосии. Часто бывал здесь Константин Паустовский, посвятивший краю немало прекрасных страниц в повести «Черное море». В 1921 году в местной газете напечатали статью о том, что в море под Карадагом появился некий «огромный гад». Для его поимки отправили роту красноармейцев, но змея они не обнаружили, а увидели лишь след на песке от уползшего в море чудовища. Волошин отправил газету Михаилу Булгакову. Возможно, эта история легла в основу повести «Роковые яйца».

С 1924-го по 1930-й в «городе акварельных тонов» (так он называл Феодосию) жил Грин. Музей писателя улице Галерейной, оформленный как старинный парусный корабль, и сейчас привлекает поклонников его творчества. Все крупные произведения, кроме феерии «Алые паруса» и романа «Блистающий мир», Александр Степанович написал именно здесь: романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда».

В декабре 1941-го во время высадки десанта в Феодосийском порту побывал военкор «Красной звезды» Константин Симонов.С городом также связаныимена Михаила Булгакова, Петра Павленко, Георгия Шенгели, Александра Твардовского, Ильи Эренбурга, Юлии Друниной, Василия Аксенова, Всеволода Рождественского. Работали у нас и знаменитые фотокорреспонденты Алексей Каплер, Евгений Халдей, Роман Кармен. Снимали свои фильмы Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Карен Шахназаров и многие другие. То есть огонь Прометея все-таки не погас в Феодосии.

Время разрушает древние цивилизации и страны. Не так много городов, основанных в начале человеческой цивилизации, сохранились до сих пор, как Феодосия (Каффа, Кефе, Кючук-Стамбул). Конечно, от ее первоначальной архитектуры не осталось почти ничего, и только находки археологов дают основу для исторических, лингвистических, искусствоведческих исследований. Но кроме материальных следов в виде артефактов и руин средневековой крепости есть и другие свидетельства эпох — летописи, стихи, картины, легенды, а также греческие, итальянские, караимские, иудейские и армянские фамилии жителей Богом данной.

Крепость Карантинная
Крепость Карантинная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *