БОГАЕВИЯ

В Феодосийском литературно-мемориальном музее А.С. Грина открылась новая выставка «Богаевия».

К.Богаевский. Vanitas

Она приурочена к 150-летию со дня рождения выдающегося феодосийского художника Константина Федоровича Богаевского (1872 – 1943) ─ певца Восточного Крыма – легендарной Киммерии.

Выставка представляет графику Константина Богаевского из музейной коллекции: акварель «Крымский пейзаж. Деревня Арталан» и  литографии  1920-х годов.

Крымский пейзаж. Деревня Арталан. 1920-е гг.

В этом году литографиям, принесшим художнику ошеломительный успех и определившим новый этап в его творчестве, исполняется 100 лет.   Они  были  созданы  Богаевским  в   1922 году   специально    для   альбома   «К. Богаевский. Автолитографии. 20 рисунков, исполненных на камне Автором». В  его издании живое участие приняли художники  Константин Васильевич Кандауров и Вадим Дмитриевич Фалилеев – один из крупнейших русских граверов первой четверти XX века. Оба художника были убеждены, что «альбом будет знаменит по всей Европе».

И действительно, успех альбома, выпущенного в Москве зимой 1923 года,  превзошел все ожидания. «В твоем карандаше, — писал Богаевскому Кандауров, — чувствуешь все краски, все переливы и планы цветов».

 Константин Федорович получал восторженные письма, «в которых утверждали, что карандаш у него порой оказывается богаче и выразительнее живописи, что литографии его не только прекрасны по исполнению, но и глубоко содержательны и что в искусстве появилась новая страна — Богаевия».

В этих литографиях Константин Федорович «воплотил весь пламень своей фантазии, ─  пишет О.П. Воронова, автор книги о Богаевском “Над Понтом Эвксинским”. ─ Величественно клубились в небе облака, заставляя думать о безграничности космоса. В темноте ночи сверкала ослепительно яркая, словно солнце, звезда: мир как бы омывался в обжигающем холоде ее лучей. Из морских глубин поднималась таинственная Атлантида, в зубцах, венчающих землю гор, была какая-то загадочность; и вместе с тем в их очертаниях явственно просвечивал абрис крымских горных гряд, видно было, как хорошо знал и чувствовал художник родной рельеф, как дорожил каждой складочкой своей земли…».

Кроме гравюр самого маэстро, на выставке представлены портреты Богаевского современных художников – И. Сорочкиной и Л. Кузнецовой, а также работы  выпускников Феодосийской художественной школы имени И.К. Айвазовского (класс преподавателя С.С. Онищенко).

Сорочкина И. Портрет К.Богаевского.

Посвященные знаменитому земляку дипломные работы Аблялимовой Ясмины «В мастерской художника», Бондаревой Инги «К.Ф. Богаевскому – 150 лет», Бочкаревой Елизаветы «В мастерской А.И. Куинджи», Максименко Анны «Он памятник воздвиг себе…», Поездник  Дарьи «Над Понтом Эвксинским», Сошиной Софии «Равнина вод колышется широко», стали замечательным подарком к 150-летию со дня рождения Константина Федоровича Богаевского

 Еще один раздел экспозиции, заслуживающий внимания посетителей – это выставка книг о Константине Богаевском, альбомы с репродукциями его картин, журналы и газеты с публикациями о жизни и творчестве  уникального пейзажиста ХХ века.

Выставка «Богаевия» открылась 22 января и продлится до 20 февраля 2022 года.

Н.В. Яловая, старший научный сотрудник музея,

куратор выставки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *