Роман о летающем человеке − «Блистающий мир» − Александр Грин начал писать сто лет назад, в 1921 году. Это произведение вызывает немало споров, удивлений, недоумений и, одновременно, восхищений.
Идея свободного, а не механического полета много лет тревожила воображение писателя. «Я хочу, чтобы мой герой летал так, как мы все летали в детстве во сне, и он будет летать», − заявлял он.
Писатели Эдгар Арнольди и Михаил Слонимский, общаясь с Грином в период создания «Блистающего мира», были свидетелями того, как он «радовался за своего героя, просто и без всякого усилия достигшего осуществления чудесной мечты», как убежденно доказывал, что «ничего неправдоподобного в таком факте, что человек взял да полетел, нет», «что человек, бесспорно, некогда умел летать и летал» и что «рост авиации зависит от стремления человека вернуть эту утраченную им способность летать». Но в то же время, в разговоре с Юрием Олешей, он назвал свой роман символическим: «Это вовсе не человек летает, это парение духа!» Действительно, преодоление земного притяжения в романе можно воспринимать как отрыв от жизни, утяжеленной материальными благами, как стремление к духовному возрождению и росту.
Задача Друда, героя романа, — пробудить человечество, увести его в «страну Цветущих лучей», где торжествуют дух и разум. Люди должны верить в свои возможности и понимать, что силой своего желания и мечты, силой мысли они сами творят свою жизнь.
К сожалению, не совсем вдумчивое прочтение романа приводит к ошибочной мысли о гибели героя. В свое время, узнав об этом, Грин с досадой произнес: «Хоть пиши специальное объяснение, о Друде я все сказал в предпоследней главе. Последняя −о Руне, о том, что она выздоровела только потому, что внушила себе − Друд погиб. Я же пишу разрядкой − “Р у н а − о д е р ж и м а“»! Убив в себе его образ, она приобрела равновесие и зажила обыкновенной жизнью. А летящая душа Друда нашла ответную, такую же, как и он, парящую над обыденностью, душу Тави. «Время принесет нам много хороших дней», − на этой замечательной ноте заканчивается в романе история Друда и Тави, с которыми Грин в повествовании 1927 года «Встречи и приключения», вместе с другими любимыми героями своих книг, решил совершить путешествие.
Прошли годы, и необычайное чувство свободного полета испытали космонавты. Возможно, поэтому именно им особенно понятен и близок роман «Блистающий мир».
Феодосийский музей А.С. Грина гордится тем, что два разных издания романа побывали в космосе. Первый раз «Блистающий мир» путешествовал с экипажем космического комплекса «Союз – Салют-6» в 1980 году. Это был длительный полет космонавтов Леонида Попова и Валерия Рюмина. А во время полета крымского космонавта Антона Шкаплерова, вместе с американским и японским космонавтами С.Тингл и Н.Канаи, севастопольское сувенирное издание романа находилось на борту международной станции «Союз МС-07» − с конца 2017 года до июня 2018 года.
Эти две книги с особыми печатями, которые находятся только на космических кораблях, в настоящее время экспонируются в мемориальной части музея на мини-выставке, посвященной 100-летию начала создания романа «Блистающий мир» и 60-летию первого полета человека в космос.
Приятно было узнать, что Антон Шкаплеров готовит группу будущих космонавтов, которым осенью предстоит отправиться в полет для съемок художественного фильма.
Лариса Ковтун,
научный сотрудник музея А.С. Грина