«ВЫХОД КНИГИ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ ЦЕНЗУРОЙ…»

К 85-летию романа Александра Грина «Бегущая по волнам» ( 2009 год)

Савва Бродский иллюстрация к роману “Бегущая по волнам”

«Бегущая» не роман, а поэма, глубоко волнующая… Мне кажется, я не ошибусь, сказав, что это лучшая Ваша вещь: в ряду других произведений, увлекательных, захватывающих, чарующих, − «Бегущая» просто покоряет, после нее снятся сны… Спасибо и за присылку книги и, главное, за то, что Вы ее написали…»

Георгий Аркадьевич Шенгели

Это письмо Георгий  Шенгели отправил Грину 12 декабря 1928 года, на следующий день после получения от него подарка: экземпляра романа  с дарственным автографом. Высокая оценка «Бегущей по волнам», данная поэтом и теоретиком стихосложения Г.Шенгели, художником строгим и взыскательным, дорогого стоит. Для Александра Степановича это было чрезвычайно важно: наконец-то завершилась двухлетняя «эпопея» по выходу в свет этого выдающегося гриновского произведения, где слились воедино философия, драматизм и высокая поэзия.

Как бы предчувствуя, что судьба у «Бегущей» будет нелегкой, еще в 1925 году, когда шла работа над книгой, Грин  сообщал в Москву писателю Дмитрию Шепеленко: «Я пишу – о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая. Паросский мрамор богини в ударах черного шквала, карнавал, дуэль, контрабандисты, мятежные и нежные души проходят гирляндой в спирали папиросного дыма, и я слежу за ними, подсчитывая листы. К весне окончу свой роман «Бегущая по волнам», а там будем биться в издательских кассах головой о кассира».

Сражаться писателю пришлось не с кассирами, а с редакторами журналов и издательств, которые, каждый по-своему, отдаляли встречу читателей с «Бегущей по волнам».

Началось это весной 1926 года, когда Грин, приехав в Москву, продал роман в журнал «Новый мир»; и  параллельно, «за ничтожную цену», − так как предполагалось печатание в журнале, − для отдельного издания в издательство «Земля и фабрика» (ЗИФ). Между тем, редактор журнала «Новый мир» Вячеслав Полонский, продержав роман четыре недели, даже не прочел его. Грин вынужден был забрать рукопись из журнала и отдать «Бегущую» в харьковское издательство «Пролетарий», расторгнув невыгодный теперь договор с ЗИФом по телефону.

Полонский Вячеслав Павлович

Именно это обстоятельство и сыграло свою негативную роль. Вскоре редактор издательства Владимир Нарбут стал уверять, что, так как расторжение договора не оформлено письменно, книга запущена в производство. Грину пришлось возвращать аванс, взятый в «Пролетарии». Но, когда в августе писатель  вновь отправился в Москву, то выяснил, что роман в ЗИФе в производство не поступал.

Грин делает новые попытки пристроить роман. Характерно в этом смысле его письмо,  отправленное в августе 1926 года  сотруднице одного из московских издательств Зинаиде Чалой: «Уважаемая Зинаида Акимовна! Завтра уезжая в Ленинград, я оставляю Вам рукопись романа «Бегущая по волнам». О нем я не говорил вчера лишь потому, что он предлагался в одно издательство, у которого, как узнал я, нет денег. Теперь я передаю его Вам… В рукописи как раз требуемое Вам количество: 10 ½ печатных листов; роман написан с «простотой» «Алых парусов» и представляет фантастическое произведение, могущее быть напечатанным без убытка, даже на 250 т. экземпляров».

Однако положительного ответа Александр Степанович так и не получил.

Наконец, «Бегущую» удалось отдать в ленинградское издательство «Прибой». Как вспоминала жена писателя Нина Николаевна Грин: «Приняли легко и быстро. Дали сразу порядочно денег. Усталые нервы были приятно поглажены как любезностью, так и быстротой».

Слонимский Михаил Леонидович

В «Прибое» работал писатель Михаил Слонимский,  старый знакомый Грина, сосед его по Дому искусств. Грин обращается к нему 19 октября 1926 года: «Дорогой Михаил Леонидович!  Прошу Вас, как редактора, присоединить к моему роману (на титульный лист) посвящение. Я хочу набрать шрифтом, потому что мой почерк очень нехорош для клише.

Кому мы, литераторы, посвящаем наши книги, − если не на бумаге, то в душе? Конечно, нашим женам. Вот я и посвящаю книгу Нине Николаевне.

Надеюсь, это невинное и законное желание автора не встретит возражений со стороны других членов редакции».

В ноябре Грин получает корректуру «Бегущей» и деньги. Надеется, что через месяц роман будет напечатан. Но проходит декабрь − книги нет. А в январе телеграмма от Слонимского: «Выход книги задерживается цензурой». Оказывается, за это время в «Прибое» сменился редактор. Им стал бывший цензор гублита (губернский отдел литературы и издательств. − Л.В.) Сарычев. Он посчитал, что «Бегущую по волнам» издавать не следует, и, подделав подпись цензора, отказал в публикации, а затем потребовал возвращения аванса. Грину пришлось обращаться в суд, и его иск был удовлетворен. Однако в «Прибое» «Бегущая по волнам» все же не была издана. В безнадежном ожидании прошел 1927 год. 

Лишь 17 мая 1928 года был заключен новый договор с «Землей и фабрикой» на издание романа. В ноябре, после двух лет мытарств по редакциям, «Бегущая по волнам» вышла в свет.

Первое издание романа “Бегущая по волнам”

И заключая эту драматическую историю, которая стоила писателю немало душевных сил, хочется привести отрывок из письма одного из гриновских читателей Николая Даниловича Бажанова. Письмо  написано в марте 1929 года, вскоре после выхода «Бегущей»: «Дорогой Александр Степанович! Простите великодушно и не почтите за навязчивость мое, быть может, непрошенное вторжение в круг Вашей переписки. Вышло так, что я этими днями совершенно случайно узнал Ваш адрес от моих московских знакомых и, конечно, не устоял перед искушением поблагодарить Вас за ту редкую и чудесную радость, что принесла мне «Бегущая по волнам»…

Есть в жизни какой-то час единственный и неповторимый, когда каждый слышит голос своего Несбывшегося. Так пришел он и ко мне со страниц «Бегущей». Она назвала мне забытые слова, может быть, слышанные мною в раннем детстве или во сне. Тихим вечером ранней, солнечной осени дохнула она мне в глаза чем-то несказанно знакомым, дорогим и близким. Стало хорошо и грустно до бесконечности и светло в то же время. И так жить захотелось!»

Думаю, что это читательское признание укрепило Александра Грина в его стремлении быть верным своему творческому кредо и, не боясь показаться несовременным, создавать вдохновенные, поэтические книги в защиту мечты. Как писал он в приведенном выше письме Л.Слонимскому: «Став капитаном, не сбивайтесь с курса и не слушайте никого, кроме себя».

Людмила Варламова, научный сотрудник

 Феодосийского музея А.С. Грина

( опубликовано: Газ. «Победа» от 3 января 2009 г.  № 1/15237 )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *