ПЕРВЫЕ РОМАНЫ ГРИНА

Первым романом Александра Грина принято считать «Блистающий мир», который  появился в печати в 1923 году. Однако  до него Грином был написан   роман «Сокровище Африканских гор» и начата работа над романом «Таинственный круг». Но роман «Сокровище Африканских гор»  был опубликован  лишь в 1925 году, а «Таинственный круг» так и остался незавершенным и неизвестным читателю, кроме небольшого отрывка, напечатанного в «Литературной газете» в 1970 году (№ 35, 26 августа, с.6).  

«Ненаписанное – фонд писателя. Что оно? Весь мир». Это высказывание  Александра Грина объясняет наличие в его архиве множества набросков и названий задуманных, но неосуществленных или незавершенных произведений. Мимолетно возникший сюжет мог либо перерасти в самостоятельное произведение, или только послужить поводом для рождения какой-либо темы, или так и остаться на бумаге. Иногда герои одного задуманного повествования становились персонажами другого произведения. Пытаясь лучше понять особенности писательского мастерства,  научные сотрудники Феодосийского литературно-мемориального музея А.С.Грина решили сделать расшифровку рукописей неоконченных произведений Грина с последующей их публикацией.  В результате  свет увидели   романы «Недотрога» и «Король мух», поэма «Бубенцов»,  повесть о Карадаге  «Хар-Датаг».

История создания еще одного незавершенного произведения – романа «Таинственный круг» – восходит к периоду Гражданской войны. Летом 1919 года Александр Степанович Грин, как не достигший сорокалетнего возраста, был призван в Красную армию. Несколько месяцев  спустя,  он, тяжело заболев тифом, почти в безнадежном состоянии был отправлен в Петроград и помещен в Боткинскую больницу. С просьбой о помощи Грин обратился к Горькому. И Алексей Максимович сделал всё возможное, чтобы спасти Грина.

Благодаря   Горькому  (был председателем Центрального  комитета по улучшению быта ученых) Грин получил  продовольственный паек и комнату в Доме искусств на Мойке, своеобразном  общежитии для творческих людей, оставшихся без жилья в те тяжелые годы революции и Гражданской войны.

Вспоминая участие  Горького в  своей судьбе, Грин  позже рассказывал жене Нине Николаевне: “Я был так потрясен переходом от умирания к благополучию, своему углу, сытости и возможности снова быть самим собой, что часто, лежа в постели, не стыдясь, плакал слезами благодарности…”».

А еще Горький, как главный редактор  частного издательства З.И.Гржебина, задумавшего создание серии книг о жизни  замечательных людей, предложил Грину написать о путешествии английских исследователей Давида Ливингстона и Генри Стэнли в Африку и об экспедиции норвежского ученого Фритьофа Нансена к Северному полюсу.

 Алексей Максимович  был искренне убежден в том, что  воспитание юного поколения должно строиться на примерах жизни героических личностей.  И он совершенно  справедливо считал, что Грин – один из тех писателей, который сумеет доступно и увлекательно рассказать молодому читателю об отважных  первооткрывателях неведомых путей.

 Александр Степанович охотно взялся за предложенную работу. В довольно короткий срок был написан роман для юношества «Сокровище Африканских гор». Верный своему художественному методу: необычно говорить об обычном, Грин документальный материал об известных путешественниках дополнил  яркими приключениями вымышленных героев, сделав их соучастниками реальных событий. В результате произведение приобрело форму захватывающего таинственно-загадочного действия, способного взволновать сердца не только юных читателей.

  Однако публикация романа в издательстве Гржебина не состоялась.   Причина заключалась в препятствии чиновников деятельности частного издательства, которое из-за полиграфических трудностей, возникших после революции, наладило издание книг за границей.  Роман впервые увидел свет лишь в 1925 году в издательстве «Земля и фабрика», затем был переиздан в 1927 году и  в том же году в сокращенном варианте вышел в издательстве  «Молодая гвардия»  под названием «Вокруг Центральных Озер».

Вероятно, это же обстоятельство – срыв печатания книг издательства Гржебина – повлияло на работу Грина над другим заказным произведением – «Таинственный круг» – о Нансене. И предполагаемый роман, не менее интересный, чем предыдущий, остался незавершенным. Но, возможно, на тот момент, сказалась  увлеченность писателя  созданием «Алых парусов».

Так или иначе  –  роман остался в черновой рукописи, ныне хранящейся   в Москве, в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Это 89 страниц,  пронумерованных Грином, но в наличии их 87, так как 81-я и 85-я страницы утрачены. Причем, начальная часть рукописи определена как «роман», а следующая –  «рассказ» под  названием «Лед и огонь».  

Написав часть романа, Грин показал ее Горькому. Алексей Максимович внимательно прочитал рукопись и внес некоторые   исправления и замечания.

Александр Степанович ответил словами благодарности:  «…я люблю встречать на своей рукописи Ваши пометки, ибо вижу в них и ценю Ваше, совершенно незаслуженное, внимание.

Относительно сцены найма Смита должен сказать, что она необходимо нужна для дальнейшего, а всё начало поправлю и частью переработаю».

Правда, судя по рукописи, Грин практически ничего не «поправил» и не «переработал». И, честно говоря, очень хорошо, потому как предлагаемые Горьким варианты не совсем вписывались в гриновский  стиль повествования.

Также как и в «Сокровище Африканских гор», в документальную канву «Таинственного круга» Грин тоже ввел вымышленных героев. Они должны были не только внести особую окраску в сюжет повествования, еще более подчеркнув величие и подвиг смелых покорителей Севера, но и сами состояться как личности, определиться в выборе главных ценностей жизни. Их истории весьма занимательны.

На борт исследовательского судна «Фрам»  (по-норвежски значит «вперед») вступает юный Фальк, желая разбогатеть, стать героем  и, наконец, покорить сердце красавицы Гульды, весьма расчетливой и избалованной, в которую он горячо, но безнадежно влюблен. А на берегу Фалька остается ждать добрая и скромная девушка, чьи настоящие к нему чувства он не замечает.

На Северный полюс собрался  и другой герой – Хэйриш, миллионер, пресыщенный жизнью. Он выиграл право на самоубийство и решил осуществить этот акт самым необычным, на его взгляд, способом. Рассказ о клубе самоубийц, председателем которого был Хэйриш, напоминает серию комичных анекдотов.

К сожалению, рукопись обрывается на сцене сбора Хэйриша в экспедицию. Естественно предположить, что его судьба окажется связанной  с Нансеном и    Фальком. И, столкнувшись во время экспедиции с настоящей смертельной опасностью, – он, вероятнее всего, должен был пересмотреть своё отношение к жизни, понять её смысл и значимость.

Удивительная способность писателя искусно переплетать  реальность с вымыслом сказалась и в этих произведениях. На фоне выдуманных действий придуманных героев, кстати, выписанных автором с присущей ему достоверностью,   исторические  события  реальных личностей приобрели самые фантастические формы. При этом Грин нисколько не погрешил против истины, не исказил документальность происходящего. 

Совершенно точно переданы черты характера,  портретное сходство,   образ жизни известных ученых. Предельно подробно описаны их героические путешествия.

Так, в занимательной форме, читателю были предоставлены не сухие отчеты об экспедициях, а прекрасные художественные произведения, не потерявшие своей познавательной и воспитательной ценности в наши дни.

Лариса Ковтун, ст.научный сотрудник музея А.С. Грина, Заслуженный работник культуры Республики Крым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *