Я – КРЫМСКИЙ ХУДОЖНИК

Второго февраля исполнилось сто девять лет со дня рождения выдающегося художника, мэтра живописи и акварели – Якова Александровича Басова (1914 – 2004). Народный художник Украины, лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым, почетный гражданин Алупки, этот человек стал неотъемлемой частью истории и культуры Крыма.

Яков Басов

Яков Александрович родился в Симферополе. Живописно-художественное образование началось в студии академика живописи Николая Семеновича Самокиша. Затем – годы учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Красной Армии. Художник признавался: «Во время войны я не сделал ни одного мазка – было кощунственно писать, когда идет война. Я ведь не представлял себе живописи другой, кроме солнца. Долго после войны я возвращался к солнцу и то просто потому, что оно было когда-то со мной и мне нужно было его вспомнить – возродить».

С 1946 года Яков Александрович жил и работал в Алупке и Ялте. В Алупке он вдохновенно трудился на протяжении более пятидесяти лет. Интересно, что первая часть творчества мастера – это масляная живопись.

С 1960-х годов он активно работает в технике акварели, «которая требует точности, одноразового исполнения». Искусствоведы не случайно называют Якова Басова «поэтом акварели» и «певцом Крыма». Большая часть его работ – это крымские виды, море, горы, рыбацкие суда. Все они словно пропитаны солнцем и радостным восприятием окружающего мира. Мастер признавался: «Я – крымский художник. Никаких причин, объяснений, почему я так подумал – просто Крым во мне, и я сам – Крым…»

Творчество Якова Басова насыщено не только крымскими пейзажами. Это и портреты, и натюрморты, и жанровые сцены, виды Таллина, Ленинграда и других городов. Все полотна отличает высокая эмоциональность. Художник утверждал: «В эмоциональности кроется причина моего бегущего мазка, скользящей линии. Мне совершенно не свойствен спокойный, созерцательный и рассудительный подход к созданию картины, когда прикидывают так и этак, обдумывая ход выполнения и т.д. Вступая в контакт с натурой, если выхожу на пленэр или ставлю ее в мастерской, или вообще контактируя с возникшей темой, я стремлюсь сразу реализовать импульс первого впечатления, импульс ощущения реакции от натуры». Впоследствии мастер оставил масляную живопись и перешел на акварель, «которая требует точности, одноразового исполнения».

Яркий и удивительный, обладавший редкой щедростью, Яков Басов с радостью дарил целые собрания работ многим крымским музеям. В 1997 году на основе его коллекции, подаренной Алупке, открыт Городской музей живописи художника. Его сын – Александр Басов – унаследовал от отца способность щедро дарить. Благодаря ему фондовая коллекция гриновского музея пополнилась собранием акварелей и рисунков знаменитого Якова Басова. На выставке «Современные художники Крыма», в залах «Грин и современность», представлены три акварели художника, а в июле жители и гости Феодосии вновь смогут прикоснуться к творчеству этого удивительного мастера на выставке, посвященной Ленинграду и Севастополю. 

Светлана Колотупова,

заместитель директора

Феодосийского музея Александра Грина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *