Александру Сергеевичу Пушкину посвящается

Алла Ненада (Феодосия)

«Я знаю его всю жизнь… »

Заметки А.С.Грина об Александре Пушкине накануне юбилея поэта.

Наш город соединил много имен светочей русской литературы. И, наверное, самые яркие среди них – Александр Пушкин и Александр Грин. И хотя Пушкин пробыл в феодосийских «пределах» в 1820 году всего два августовских дня ‒ отзвук его легких шагов сохранила духовная энергия бессмертной памяти города. Александр Степанович Грин переехал из Ленинграда в Феодосию 95 лет назад – 10 мая 1924 года. Прожил здесь шесть с половиной лет, и это время было для него поистине «болдинской осенью». Здесь написаны четыре романа, серия автобиографических очерков, повесть «Ранчо “Каменный столб”», более тридцати рассказов; начат последний, незаконченный роман «Недотрога». Известно, что Грин был великим книгочеем: уже в 12 лет знал русскую классику «до Решетникова включительно». Творческие способности проявил рано: рисовал, сочинял стихи, рассказы. Из реального училища был исключен: написал насмешливые стихи о своих классных наставниках – в подражание пушкинскому стихотворению «Собрание насекомых». Учебу закончил в Вятском городском училище. Поэзию великого Пушкина открыл для себя в детстве. И с тех пор это имя стало для него главным в художественном мире Отечества, сокровенным камертоном сердца. В год 125 -летия со дня рождения поэта – в мае 1924 года – Союз писателей решил выпустить газету, посвященную юбилею Александра Пушкина, но издать ее не удалось, и только 10 февраля 1962 года литературовед и библиограф Николай Сергеевич Ашукин (1890-1972) опубликовал в «Литературной газете» сохранившийся в его архиве отзыв Грина. В своем предисловии пишет: «Грин говорит о Пушкине как о своем современнике, постоянном собеседнике. Этим объясняется странное, на первый взгляд претенциозное, “мемуарное” (если можно так выразиться) заглавие заметки – “Воспоминание об А.С.Пушкине”». Известный крымский гриновед, профессор Симферопольского университета Николай Алексеевич Кобзев (1936-2008) передал в 1998 году письмо Николая Ашукина, адресованное вдове писателя Нине Николаевне Грин, из Москвы в Старый Крым в феврале 1962 года. Николай Сергеевич вспоминает встречи с Грином в редакции журнала «Красная Нива», говорит о публикации статьи Грина о Пушкине в «Литературной газете». Но – главное! – приводит фразу из гриновского текста: «”Теперь, когда «искусство» приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью…”». Редакция газеты исключила ее из статьи, обозначив пропуск многоточием в кавычках. Впервые полный текст Грина был опубликован в альманахе «Крымский альбом 1999» (Феодосия -Москва, Издательский дом «Коктебель», 2000).Александр Грин

Воспоминание об А.С. Пушкине.

Сто двадцать пять лет — очень немного на весах истинного искусства. За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днем подлинного искусства вопросительный знак. Мы призваны, — согласились, — и я в том числе, — написать о гении. Написать — значит судить. Подлежит ли гений суду? Возможна ли канцелярская бумага, посланная Александру Сергеевичу Пушкину с требованием немедленно пересмотреть “Бориса Годунова” и выкинуть из этой книги всё, что я не понимаю, или с чем не согласен? Ответ ясен. Итак, можно написать только, — что дал он тебе и что ты взял от него, — и, пожалуй, еще: сохранил ли до сего дня? Да, сохранил. Почему этот гений — не страшен? Без молний и громов, без режущего глаза блеска? Когда я думаю о А.С. Пушкине, немедленно и отчетливо представляется мне та Россия, которую я люблю и знаю. Я знаю его всю жизнь, с той поры, как начал читать. Лет восьми семи, в гостях, я уединился с книгой Пушкина, прочел “Руслан и Людмила”, и у меня до сего времени, несмотря на тот бессильный читательский возраст, остается ясное сознание, что я очень хорошо понимал всё, о чем читал у Пушкина — в первый раз. Путь воплощения строк в образы, а образов в подлинную действительность был краток, мгновенен и оставил сознание не чтения, а переживания. Так было и дальше. Входя в книги Пушкина, я переживал всё, что было написано в них, с простотой летнего дня и со всей сложностью человеческой души. Так полно переложить в свои книги самого себя, так лукаво, с такой подкупающей, прелестной улыбкой заставить книгу обернуться Александром Сергеевичем, — мог только он один. Я слышал, что где то в воздухе одиноко бродит картинный вопрос: “Современен ли А.С. Пушкин?” То есть: “Современна ли природа? Страсть? Чувства? Любовь? Современны ли люди вообще?” Пусть ответят те, кто заведует отделом любопытных вопросов. Теперь, когда “искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью, Пушкин представляется мне таким, как он стоит на памятнике, и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир, задумывая поэтическое создание с трепетом и тоской при мысли, какой гигантский труд предстоит совершить ему, потому что нужно работать, работать и работать для того, чтобы хаотическая пыль непосредственного видения слеглась в ясный и великий пейзаж. А.С. Пушкин знал, “что такое искусство”

А.С. ?рин

.***Литературный Крым.

Какие имена! Звучит поэзией любое здесь названье.

Прославил Пушкин эти берега

И Ялте Чехов дал очарованье…

Вот знаменитый Коктебель,

и Карадаг –Волошина обширные владенья.

На бригантине в Лиссе –Грина флаг.

То – Феодосия! Какие есть сомненья?

Жив русский многоликий Крым!

Семейство языков скрепляя русским словом,

Он столькими народами храним,

Что только Пушкин может быть основой!

А.Ненада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *