ЛЮДМИЛА ВАРЛАМОВА. АЛЕКСАНДР ГРИН И ИЗДАТЕЛЬСТВО ГРЖЕБИНА

В трудовой книжке Александра Грина, выписанной на его настоящее имя – Гриневский (это один из немногих личных документов писателя, хранящихся в РГАЛИ), читаем:

 «Место работы – изд. З.И.Гржебина, адрес: просп. 25-го Октября, № 64

Должность: постоянный сотрудник издательства

Время поступления: 1920 г.» [ 1]

Вызывает интерес, каким образом началось сотрудничество писателя с издательством Гржебина, как долго оно длилось…

Пытаясь осветить этот вопрос, остановимся на личности издателя.

Зиновий Исаевич Гржебин родился в июле 1877 года в Чугуеве в семье отставного николаевского солдата. После окончания Харьковского художественного училища он поехал учиться живописи в Мюнхен, где поступил в знаменитую мастерскую Шимона Холлоши. По словам Мстислава Добужинского, который учился там же, Гржебин «очень усердно работал и был одним из любимых учеников Холлоши». Но не изобразительное искусство, а издательское дело стало его призванием.

Ю. Анненков. Портрет Зиновия Гржебина

В начале 1905 года он вернулся в Петербург, чтобы создать художественный журнал, наподобие «Мира искусства», который к тому времени прекратил свое существование. Гржебин решил сделать свой журнал сатирическим. Собрав лучшие творческие  силы – М.Горь­кого, Л.Андреева, А.Куприна, В.Серова, И.Билибина, М.Добужинского, Е.Лансере и других, – он выпустил первый номер журнала «Жупел», сразу обративший на себя всеобщее внимание и ставший визитной карточкой начинающего издателя.

Журнал “Жупел”

Так, он сделал для журнала едва ли не самую злую карикатуру на Николая II, изобразив царя в виде «Орла-оборотня». Понятно, что «Жупел» был запрещен после 3-го номера, а на 28‑летнего Гржебина заведено судебное дело. В то время, когда он находился в тюрьме, расширенная редакция, сменив вывеску, продолжала издавать журнал под названием «Адская почта», но он после 4-го номера тоже был закрыт.

Неудача с журналами не остановила Гржебина. Выйдя на свободу благодаря хлопотам врача С.С.Боткина, известного коллекционера, он уже 9 ноября 1906 года в письме Горькому предложил ему участвовать в новом проекте – издательстве «Шиповник». Вместе со своим компаньоном, Соломоном Юльевичем Копельманом (1881–1944), Гржебин начал работу издательства с выпуска литературно-художественных альманахов «Шиповник». К сотрудничеству ему удалось  привлечь крупнейших литераторов и художников России начала века: Л.Андреева, А.Блока, В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба и других. Издательство выпускало также «Северные сборники» (19071911), «Сборники литературы и искусства», «Историко-революционный альманах» (1908).

В Первую мировую войну  Гржебин издавал военно-патриотический журнал «Отечество» (1914 –1918 гг.).

Журнал “Отечество”

В этом журнале неоднократно печатался А.С. Грин («Повесть, оконченная благодаря пуле», «Судьба, взятая за рога», «Сила слова» и др.). Кроме того, в принадлежащем Гржебину издательстве при журнале «Отечество»  в конце 1915 года вышла книга А.Грина «Загадочные истории». Обложку оформлял Николай Владимирович Ремизов-Васильев (18871975), работавший под псевдонимом Ре-Ми, – график, живописец, театральный художник, ведущий художник журналов «Сатирикон» и «Новый сатирикон». В оформлении книги Грина ощущается его мастерство и талант.

Следует отметить, что большинство изданий Гржебина отличались изысканностью внешнего оформления. Это составляло одну из важнейших забот издателя, в прошлом – художника.

В 1916 году З.Гржебин вместе с М.Горьким участвовал в создании издательства «Парус» и газеты «Новая жизнь».

 Сотрудничество их продолжалось и в дальнейшем. Уже после революции Гржебин, по предложению Горького, включился в организацию издательства «Всемирная литература», одного из первых советских издательств. Договор между М.Горьким, А.Тихоновым, И.Ладыжниковым и З.Гржебиным об организации издательства был заключен в августе 1918 года. В соответствии с этим документом создаваемое издательство ставило перед собой задачу издавать произведения иностранной художественной литературы, а также избранные произведения русских писателей с XVII по ХХ век. Сам Гржебин возглавил производственно-издательский отдел «Всемирной литературы».

Однако уже к середине 1919 года, когда в издательстве было набрано свыше 1500 печатных листов текста, но не было выпущено ни одной книги, Гржебин решил основать собственное издательство. Это намерение горячо поддержал М.Горький. Привлекала Горького не только идея создания огромного частного издательства естественнонаучной и общественно–политической литературы. Главным аргументом стал предложенный Гржебиным выход из  тяжелого положения, в котором находилась «Всемирная литература» (и вообще все издательства), из-за бумажного и  типографского кризиса, – перенести печатание книг за границу.

Горький сам стал во главе редакционного совета  «Книгоиздательства З.И.Гржебина». Поэтому большевистским руководством эти два издательства воспринимались как созданные и руководимые А.М.Горьким. Подобная точка зрения нашла свое отражение и в современном  литературоведении. Издательство Гржебина упоминается не иначе, как «горьковское» издательство. Однако права собственности в нем были распределены иначе. Договоры, которые издательство заключало с советскими организациями, содержали стандартную формулировку, гласившую: «Государственное издательство в лице его Заведующего В.В. Воровского, с одной стороны, и Книгоиздательство З.И. Гржебина в лице владельца З.И. Гржебина и редактора книгоиздательства А.М. Пешкова (Горького), с другой стороны, заключили между собой договор в нижеследующем…», то есть реальным собственником оставался Гржебин.

В конце июня 1919 года был составлен план издательства и  представлен в Госиздат. В нем было множество разделов. Один из разделов  плана «Книгоздательства З.И.Гржебина» предусматривал выпуск специальной историко-культурной библиотеки «Жизнь мира» под общей редакцией М.Горького, В.А.Десницкого и А.П.Пинкевича. Библиотеку должны были составить популярно написанные брошюры объемом 2–5 печатных листов каждая. Они группировались в полтора десятка серий: «Народное творчество»,  «Книги для юношества»,  «Художественная литература», «История возникновения и развития русского государства»,  «История развития русской промышленности»,  «Организация русской церкви и ее деятели». Одной из таких серий была серия биографий замечательных людей: художников, историков, филологов, педагогов и путешественников. Цель ее, как сказано в плане, – «приблизить к широкому читателю науку и ее деятелей, сделав их понятными и близкими».

Горький предложил Александру Грину участвовать в проекте, и писатель  начал работу. Но этому предшествовал ряд событий.

 Весной 1919 года к Петрограду подошли войска генерала Юденича. 3 мая 1919 года комиссариат по военным делам г. Петрограда и Петроградской губернии обнародовал «Обязательное постановление» № 84581 «О призыве лиц, не эксплуатирующих чужого труда, проживающих в гор. Петрограде, родившихся в 1879–1901 гг., прошедших и проходящих курс всеобщего военного обучения»[1]. [ 2 ]  Согласно этому постановлению Александр Грин летом 1919 г. был призван в Красную армию.  Через несколько месяцев он получил отпуск по болезни. Вернувшись  в марте 1920 года в Петроград, не имея ни жилья, ни работы, – ночевал у знакомых, иногда в Доме литераторов на Бассейной улице, голодал. Когда его здоровье еще более ухудшилось, писатель пошел к  Горькому за помощью и тот дал ему записку в Смольный лазарет. Оттуда Грин через некоторое время написал: «Дорогой Алексей Максимович! У меня наметился сыпняк, и я отправляюсь сегодня в какую-то больницу. Прошу Вас, − если Вы хотите спасти меня, то устройте аванс в 3000 р., на которые купите меда и пришлите мне поскорее. Дело в том, что при высокой температуре (у меня 38 − 40ْ ), − мед, − единственное, как я ранее убеждался средство вызвать сильную испарину, столь благодетельную. <…> В См<ольном> лаз<арете> известно, куда меня отправили. <…>

Горячо благодарный А.Грин». [ 3 ]

Это послание датировано 26 апреля 1920 года. Далее он пишет Горькому еще одно письмо, точную дату которого установить пока не представляется возможным, но по содержанию можно определить, что оно написано позднее: « А. М. Очень плохо. Спасите, пришлите хоть немного черного кофе да морсу. Не ведаю, ворочаюсь с трудом. В голове путается. Боткинская бар<ачная> больница № 18». [ 3 ]

Горький откликнулся на это обращение со свойственной ему добротой и сердечностью. Жена писателя  Н.Н.Грин свидетельствовала: «Горький буквально спас Грина от гибели. Александр Степанович рассказывал мне: “Я был так потрясен переходом от умирания к благополучию, своему углу, сытости и возможности снова быть самим собой, что часто, лежа в постели, не стыдясь, плакал слезами благодарности…”». [4, 14]

Но об этом писал и сам Грин! В романе «Сокровище африканских гор» он рассказывает, как английский исследователь Африки Давид Ливингстон  приходит на помощь умирающему Генту – вымышленному герою романа, которого Грин вводит в документальную канву повествования: «Гент увидел, что <…> человек развязывает большой сверток. В нем были: чай, сахар, кофе, белые сухари, сардины… <…>

– Я ухожу. Желаю вам скорого выздоровления.

Ливингстон надел шляпу и вышел. Гент был один.

Когда затихли его мерные, тяжелые шаги, Гент взял сухарь и стал нехотя грызть… <…> Затем он прикрыл глаза рукой, и, когда снял с ресниц влажные концы пальцев, его мнение о Ливингстоне было законченным.

– Это – человек, – пробормотал он, снова ложась. – Будь я профессором медицины, я выпустил бы книгу под названием “Лечение приятными впечатлениями”. Право, я чувствую себя несколько лучше». [5, 368–369]

Здесь прослеживаются прямые ассоциации с участием Горького в судьбе Грина. Оно выразилось не только в помощи во время болезни. Когда Грин в конце мая вышел из больницы, Горький внес его в 1-й список из 25 человек, представленных на академический паек. Кроме того,  по его письменной рекомендации, Грин был единогласно принят в члены Дома искусств, где получил комнату.

 Но, пожалуй, наиболее значительным для Грина, как писателя, явилась работа, которую Горький ему предложил – создание книг для биографической серии для издательства Гржебина.

А. Грин. Сокровище африканских гор. Изд-во “Земля и фабрика”

«Сокровище африканских гор» – первый роман Грина для этой серии. Он посвящен английским исследователям Африки Давиду Ливингстону (о чем говорилось выше) и Генри Мортону Стэнли (настоящее имя — Джон Роулендс), знаменитому путешественнику и журналисту.

B 1871 году по поручению издателя «Нью-Йорк Геральд» Стэнли отправился разыскивать в Центральной Африке Ливингстона, от которого с 1869 года не было известий. С этого момента начинается роман. Современному читателю это произведение Грина не очень известно. А между тем – это замечательный пример того, как большой писатель даже создавая произведение «по заказу», делает его по-настоящему художественным, с увлекательной фабулой, занимательной интригой. В своих описаниях Грин использует яркие живописные краски, колоритные выражения, широко вводит местные географические названия, воссоздавая характерные картины туземного быта.

Рассказывая о  Ливингстоне и Стэнли, Грин рисует их узнаваемые портреты, исторически достоверно описывает их жизнь, путешествия. Но, пытаясь соблюсти фактологическую точность, Грин не может удержать свою фантазию в рамках действительных событий.  И тогда он использует блестящий сюжетный ход: вводит в роман вымышленного героя no имени Гент, в  образе которого немало автобиографического. Как и Грин, его герой перепробовал множество профессий: служил в железнодорожном буфете, пас овец, строил солдатскую казарму, был кочегаром…

Как в свое время Горький спас Грина в 1920 году от голода, так и его героя спасает Давид Ливингстон, о чем уже говорилось выше. И вот, желая отблагодарить своего спасителя, Гент отправляется на его поиски вместе с экспедицией Стэнли. В ходе путешествия Гент выручает негра, которого намеревались продать в рабство, оберегает Стэнли от предательства, идет более коротким и опасным путем и первым находит Ливингстона. Он мечтает вручить ему для продолжения исследований несметные сокровища, которые нашел в одной из африканских пещер, но против него выступает злодей Клебен, жаждущий личного обогащения. В итоге – сокровища сброшены в пропасть, а Клебен и Гент гибнут, но последние слова Гента звучат, как завещание самого писателя: «Будь верен себе».

Грин с полным правом мог это утверждать! Ведь его собственная жизнь – удивительный пример верности себе и своему художественному кредо. Он соблюдал этот принцип даже в произведениях, созданных по биографиям выдающихся людей.

«Таинственный круг» (первоначальное название «Лед и пламень») – это второй роман, который Грин писал по заказу Горького для  издательства З.И.Гржебина, причем, Алексей Максимович лично редактировал рукопись. Об этом свидетельствуют горьковские пометы на полях, а также письмо Грина Горькому от 29 июля 1921 года, где он пишет: «Глубокоуважаемый Алексей Максимович! <…> Должен признаться Вам, также, что я люблю встречать на своей рукописи Ваши пометки, ибо вижу в них и ценю Ваше, совершенно незаслуженное, внимание.

Относительно сцены найма Смита должен сказать, что она необходимо нужна для дальнейшего, а все начало поправлю и частью переработаю.

Затем, с просьбой извинить за помехи, чинимые мною Вам в Вашей общей работе, −  остаюсь неизменно преданный Вам А.С. Грин». [ 6 ]

Тема романа – путешествие крупнейшего норвежского исследователя Арктики Фритьофа Нансена к Северному полюсу. Из богатой событиями и насыщенной приключениями биографии Нансена Грин выбрал поход на фрегате «Фрам».

Начинается повествование с драматической истории безответной любви норвежского юноши из города Вардё Фалька Нильсона. Он так же, как и в романе «Сокровище африканских гор», – вымышленный герой Грина.  Фальк, чтобы разбогатеть и понравиться своей избраннице, жаждущей найти себе состоятельного мужа, добивается, чтобы его взяли в экспедицию Нансена. Грин, рисуя эту сцену, дает портрет Фритьофа Нансена и Отто Свердрупа, капитана «Фрама». Описания точны, выразительны и лаконичны. Язык произведения образный, колоритный, в чем-то неуловимо напоминающий язык «Алых парусов». Что касается правок Горького, о которых упоминает Грин, следует отметить, что он принимал их далеко не всегда. Зачастую текст оставался в первоначальном виде, а пометы Горького Грин игнорировал. Он находился в зените своего дарования, знал себе цену, и, судя по написанным главам, из-под его пера рождалось первоклассное произведение. Остается только сожалеть, что «Таинственный круг» остался незавершенным.

Объяснить это  можно тем, что в это время Грин, получив жилье и обеспечение продовольствием благодаря академическому пайку, смог приступить к непосредственной работе над  повестью «Алые паруса», которая была для него чрезвычайно значимым произведением. Да и надежды на то, что «Таинственный круг» напечатают, не было. Ведь и роман «Сокровище африканских гор» у Гржебина не вышел, как и многие другие книги, предусмотренные в планах издательства.

Сама грандиозная идея Горького – издавать книги для просвещения народных масс – потерпела фиаско. Условия полиграфического производства в первые годы после революции  не были благоприятны для осуществления поставленных задач. Не оправдала себя и идея издавать книги за рубежом.

Когда в январе 1920 года «Издательство З.И.Гржебина» заключило договор с Госиздатом на выпуск ряда книг за границей, Гржебин уехал в Германию. Он легализовал там свою фирму, добился значительных  льгот и развернул широкую издательскую деятельность в Берлине, затем в Стокгольме и Лейпциге. На высоком полиграфическом уровне было выпущено более 50-ти книг, в том числе произведения русских классиков и современных писателей, научные труды, детские книги, научно-популярная литература. И, хотя по сравнению с намеченными грандиозными планами, это была капля в море, деятельность Гржебина вызвала недовольство чиновников Госиздата. Во-первых, они, по идейным соображениям, не хотели допустить обогащения частного предпринимателя, во-вторых, произошло столкновение финансовых интересов.

После отъезда Горького осенью 1921 года в Италию, дальнейшее сотрудничество с Советской Россией стало для Гржебина еще более затрудненным. Он сделался гораздо уязвимее для своих недоброжелателей, ставивших целью его полное банкротство. Давая Гржебину очередные заказы на печатание учебной и русской классической литературы, руководители Госиздата обещали за все со временем расплатиться. Со своей стороны, издатель продолжал верить если и не в слова своих соотечественников, то в скрепленные их подписями договоры. Госиздат же поставил себе другие задачи: срыв планов Гржебина, его дискредитация в глазах высшего партийного и советского руководства, а также прекращение доступа на российский книжный рынок гржебинских изданий.

Весной 1923 года замысел советских партийных чиновников был приведен в исполнение: появился специальный циркуляр Главлита, требовавший принять срочные меры «к недопущению» в дальнейшем ввоза из-за границы и распространения в РСФСР книг издательства Гржебина. Таким образом, был перекрыт основной канал, питавший издательство и придававший смысл его существованию. Это вело издательство к полному разорению. В конце 1923 года издательство З.И.Гржебина прекратило свое существование. Через год закрылась и «Всемирная литература». Гржебин продолжил издательскую деятельность в Париже, где скончался в феврале 1929 года от инфаркта в возрасте 52 лет.

Что же касается романа «Сокровище африканских гор», он вышел в издательстве «Земля и фабрика» в 1925 и в 1927 годах; и в том же году издан в сокращенном виде под названием «Вокруг Центральных Озер» в издательстве «Молодая гвардия».  Это единственное произведение Александра Грина, которое при его жизни было напечатано трижды.

Литература и источники

1. ФЛММГ. КП 3493 Н 258

2. Газ. «Северная коммуна», 1919, 3 мая, № 96

3. ИМЛИ. АГ кöп 22- 3- 3

4. Грин Н.Н. Воспоминания об Александре Грине. – Феодосия; М.: Издат. дом «Коктебель», 2005. С. 14

5. Грин А.С. Собр. соч.: В 5 т. – Т. 3. – М., 1991. С. 368–369

6. ФЛММГ. Н/в 588


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *