Феодосийскому литературно-мемориальному музею Александра Грина 9 июля исполняется 50 лет. Эту дату в народе считают «золотой». За пятьдесят лет человек, например, уже должен полностью состояться, совершить что-то значительное и значимое в своей жизни. Для музеев, которые могут жить вечно, это ещё юный, но тоже «золотой», красивый возраст. И есть повод дать оценку прожитым годам. А какими они были? С уверенностью можно сказать, что счастливыми! Это не значит, что всё было гладко и спокойно. На пути движения символического музея-корабля встречались буруны и рифы, его трепал шторм, ломались мачты, но ничто не смогло помешать достичь цели: стать прекрасным памятником великому писателю и с гордостью считать себя центром единения всех романтиков и мечтателей.
Если попытаться сделать хотя бы краткий обзор этих лет, то можно было бы условно разделить их на несколько этапов. Причем каждый из них продолжался в последующих. Первый – рождение. Он оказался самым сложным. Стоял вопрос не только о музее, но и о сохранении дома, где писатель провел лучшие творческие годы. Отдавая дань уважения и благодарности тем, кто подарил жизнь музею, мы с благоговением произносим их имена: Нина Грин, вдова писателя, передавшая в музей весь мемориал; Геннадий Золотухин (Берестовский), автор экспозиции и идеи создания музея в виде корабля; Савва Бродский, художник-архитектор, иллюстратор произведений А.С. Грина, блестяще воплотивший в жизнь идею музея-корабля; Нелли Браницкая, соавтор экспозиции.
Второй этап – утверждение. Музей должен был доказать необходимость своего существования. Все усилия были направлены на разработку таких экскурсий, которые могли бы привлечь внимание посетителей. В результате, необычное художественное оформление и покоряющие своим содержанием и эмоциональностью экскурсии, оказались причиной небывалого потока желающих попасть в музей. Через какое-то время сотрудники стали замечать, что их качает, как на настоящей палубе корабля: полы не выдерживали нагрузки. Каким-то чудом Людмиле Корякиной, на тот момент директору, удалось доставить из Сибири нужное количество добротных досок. Они пришли в заснеженном вагоне и были сыроватыми. Но бригада ремонтников отлично справилась с задачей.
Параллельно шла работа по наращиванию фондов. Многочисленные командировки в столичные архивы, запись воспоминаний тех, кто знал Гринов и их окружение, встречи с коллекционерами и постоянная связь с букинистическими магазинами (в этом нам оказал большую помощь москвич Александр Кириенко) – дали положительный результат. Именно тогда началась дружба со многими художниками, передававшими в музей свои произведения по гриновской тематике. Глубоко благодарны им, особенно Павлу Тараненко (Киев) и Владимиру Адееву (Севастополь), которые и сейчас активно сотрудничают с музеем. Наступил момент, когда хранить фондовые материалы стало негде. И не было места, где можно было бы провести вечер или организовать выставку. Камерные «Гриновские субботы» вызывали несомненный интерес, но разместить всех зрителей в маленьких комнатах-каютах не представлялось возможным. Встал вопрос о расширении границ музея. Это ещё один серьёзный и важный этап.
Новый, замечательный проект, названный «Гриновский квартал», тоже выполнил Савва Бродский. Правда, проект не весь оказался реализованным, но музей получил выставочный зал, служебные помещения, комнату для библиотеки и два просторных зала, в которых, со временем, сын Бродского Александр и его коллега Илья Уткин, совместно с научным сотрудником Людмилой Варламовой, создали экспозицию «Грин и современность». Она получилась стильной, графичной, информативной, но, в силу разных причин, малопосещаемой. Пришлось её демонтировать, однако появилась еще одна возможность для организации в этих залах выставок и массовых мероприятий. Своеобразной визитной карточкой города стал барельеф «Бригантина» на боковом фасаде здания музейного комплекса, а территория перед «Бригантиной» получила название «Музейная площадь» ‒ прекрасное место для проведения музейных и общегородских праздников.
По мере накопления фондов, росло их изучение, а затем и обсуждение с гриноведами из разных городов и стран. В практику вошло проведение международных конференций «Гриновские чтения». Без преувеличения можно сказать, что музей стал центром гриноведения. На этом этапе научные сотрудники занялись серьёзной, очень кропотливой, но и очень увлекательной издательской деятельностью. Появились сборники материалов конференций, книги с малоизвестными, забытыми и даже неоконченными произведениями писателя, книги с воспоминаниями о Грине. Неоценимую помощь в этом постоянно оказывает добрый друг музея Дмитрий Лосев, руководитель и главный редактор Издательского дома «Коктебель». Надо отметить, что музей всегда имел и имеет верных друзей и меценатов. Их имена и благородные поступки – в благодарной летописи музея.
За пятьдесят лет в музее проработало немало людей. По-разному складывались их судьбы, и разным был вклад в общее дело, но главное – равнодушных не было. Работали вдохновенно, с интересом. Некоторые впоследствии признавались, что время работы в музее было лучшим в их жизни. Поздравляя всех с юбилеем, говорим им спасибо!
Нынешняя команда музея под руководством своего капитана ‒ директора, заслуженного работника культуры Республики Крым, Аллы Кривенцовой ‒ уверенно держит курс на дальнейшее и успешное развитие своей деятельности, направленной на благо людей. Пусть эта фраза звучит стандартно, но она все-таки отражает истинный смысл и значение работы тех, кто совершенно сознательно посвятил себя музейному делу, для кого музей стал вторым родным домом. Сорок один год проработала в музее замдиректора по научной работе, заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым, Алла Ненада. Тридцать с лишним лет в музее трудятся научные сотрудники Наталья Яловая, Ирина Панаиоти, Светлана Колотупова, десять – Алла Ермилова и двадцать пять лет – главный хранитель фондов Светлана Титова. Это основа основ музея, преданные своему делу люди, на них держится вся экскурсионная, научно-исследовательская, выставочная, собирательская, издательская, массово-просветительная и фондовая работа. Много лет работает в музее художник Борис Николин, мастер «золотые руки», блестящий дизайнер (он же и фотограф, и звукооператор на общественных началах). Совершенно невозможно представить музей без Натальи Изотиковой, которая более сорока лет ответственно ведет административно-хозяйственную деятельность. Вся музейная экспозиция доверена опытным и очень внимательным смотрителям Ирине Спириной, Елене Левченко, Нине Ломакиной и Елене Ковальчук. Доброжелательностью к посетителям и предельной четкостью в работе отличается кассир Наталья Дейнега. Уверенно заявляет о себе молодежь: делопроизводитель Татьяна Мельник и библиотекарь Ольга Соколова. Придирчиво следят за чистотой территории и внешним видом здания дворник Ирина Апостолова и подсобный рабочий Седали Коливетов. За то, чтобы бесперебойно горел свет и работали розетки, отвечает Сергей Шинкарев. Специалист по закупкам Роман Заколичный непременно найдет нужный товар, а юрисконсульт Ирина Тарабукина проверит правильность оформления документов.
В музее нет случайных людей, сюда приходят самоотверженные универсалы. Они не считаются со временем и порой переоценивают свои физические возможности. Но силы им дают искренняя увлеченность и безмерная любовь к делу, которому они беззаветно служат.
На современном этапе, в современном мире, музей живет современной «компьютерной» жизнью. Всё, что происходит в нем, широко освещается через социальные сети. Но дух писателя и удивительную душевную теплоту его дома можно ощутить только непосредственно побывав у Грина в гостях.
Лариса Ковтун, научный сотрудник музея А.С.Грина (в музее 47 лет)