Скованные «Золотой цепью»


В День города в музее Александра Грина представили картину известного художника, посвящённую первому феодосийскому произведению писателя-романтика

Алла Ермилова представляет картину Виктора Прокофьева “Золотая цепь”

 В ряду мероприятий, которыми в минувшую субботу отметил главный городской праздник Дом Грина, проходила выставка одной картины: вниманию гостей была представлена одна из жемчужин музейной коллекции – работа известного московского художника Виктора Прокофьева «Золотая цепь» (1985г). Автор обратился к теме одноимённого романа Александра Грина.
Писатель известен в первую очередь своей гениальной повестью-феерией. Но повесть была написана в городе на Неве, и совершенно справедливо именно там проходит праздник «Алые паруса». А наш город вдохновил Александра Степановича на создание «Бегущей по волнам», которая является второй по степени известности. Но самым первым произведением, которое вышло из-под пера Грина в Феодосии, стал роман «Золотая цепь». И нужно отметить, что, по мнению некоторой части читателей, именно он – самое лучшее его произведение.
Писатель переехал в Феодосию в мае 1924 года. Познакомившись с городом, Грин остался очень доволен и воскликнул: «Вот здесь мы попишем!» Действительно, в Богом данной он потрудился на славу: за пять с половиной лет создал четыре романа, две повести, около 40 рассказов и новелл. С раннего детства мечтавший о море, здесь писатель получил возможность встречаться с ним столько, сколько пожелает – что и делал с большим удовольствием: часто прогуливался по набережной вместе с любимой женой Ниной Николаевной или приходил на берег один и подолгу стоял, наслаждаясь любимым зрелищем, слушая симфонии волн. Море вдохновляло его. Наверное, однажды где-то среди городских прибрежных камней ему и увиделся золотой отблеск… В морских легендах есть «бродячий сюжет» о том, как пираты, стремясь спрятать награбленное золото, переплавляют его, к примеру, в цепь, покрывают её чем-либо – и висит она где-нибудь, и никто не догадывается, что это золото, пока какой-нибудь счастливчик случайно не обнаруживает это… Вот этот сюжет и использовал Грин. В его романе цепь оказывается на морском дне, прежде чем один из героев находит её. В юности Саша Гриневский ходил на золотоносные прииски, мечтая найти золотой самородок. В романе же главный герой – мальчик по имени Санди, книгочей и мечтатель – в один прекрасный день оказывается вовлечённым в золотую цепь удивительных приключений (каких отчаянно искал в юности сам Грин). Герой романа попадает в необыкновенный дворец на острове, в котором наблюдает множество чудес. В этом, по Грину, и заключается счастье – жить увлекательной жизнью, наполненной путешествиями, приключениями и чудесами. Настоящее же золото не приносит счастья, напротив – становится преградой для любви и причиной гибели людей. Что же касается Санди, то в будущем он находит свою любовь и становится, как и мечтал, капитаном. Мечты должны исполняться – считает Александр Грин! Свою мечту он исполнил с помощью волшебных сил пера и слова. Роман увидел свет в 1925 году – был опубликован в журнале «Новый мир».
Советская критика встретила его враждебно. Произведения Грина в те времена относили главным образом к авантюрному жанру, писателя обвиняли в оторванности от реалий. Звучали мнения о том, что «Золотая цепь» не нужна советскому читателю. Позже произошла переоценка: по мнению многих литературоведов, приключенческий сюжет (в том числе в «Золотой цепи») Грин использовал для того, чтобы достичь большей психологической и философской глубины.
В 1986 году по мотивам романа был снят одноимённый фильм. Но годом раньше было создано ещё одно замечательное произведение, вдохновлённое гриновским гением, с тем же звенящим «золотым» названием. Живописный триптих Виктора Прокофьева, созданный к 60-летию романа, был продемонстрирован на музейной выставке, посвящённой юбилейной дате произведения, после чего перешёл в собственность музея.
На одной из частей триптиха, который имеет вид «трюмо», мы видим юного мечтателя, готового отправиться в опасный путь, навстречу приключениям. В центральной, самой большой части, изображён дворец, его владелец Ганувер с любимой Молли, и он же – в тот самый момент, когда находит на берегу выброшенное морем роковое богатство. На третьем полотне – Санди Пруэль, только уже взрослый, в форме капитана. По выражению его лица мы видим, что всё у него хорошо! Грин сказал о своём романе, что это «воспоминания о мечте мальчика, ищущего чудес и находящего их». Именно это и показал художник – такой же романтик! – в своей работе.
Фрагмент центральной части триптиха украсил обложку сборника рассказов Грина «Нежный роман», выпущенного в 2012 году Издательским домом «Коктебель».
Виктор Васильевич Прокофьев (1934 – 2006, псевдоним – В. Прозаг) закончил Крымское художественное училище им. Самокиша и художественный факультет ВГИКа. С 1970 по 1977 г. работал художником-постановщиком на Мосфильме (в числе прочего участвовал в создании знаменитого фильма «Солярис» А. Тарковского). Сотрудничал с издательствами, журналами и художественными вузами. Являлся членом Творческого Союза Художников России и участником множества выставок, в том числе – зарубежных. В фондах Феодосийского музея А.С. Грина хранится всего 5 работ Прокофьева – на гриновскую тему.

Алла Ермилова
научный сотрудник Феодосийского музея А.С. Грина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *