ГРИН В ОБЪЕКТИВЕ ЗНАМЕНИТОГО ФОТОГРАФА

Новое – в истории феодосийских снимков писателя

А.С. Грин в рабочем кабинете. фото Р. Кармена 1927

В конце 1925 года в Москве, при издательстве «Земля и фабрика», был создан литературно-художественный иллюстративный ежемесячник «30 дней». Редактировал его известный в журналистских кругах Василий Регинин. Давний знакомый Александра Грина, он был человеком легким, веселым и в то же время – деловым, предприимчивым.

01.06.1938 Журналист Василий Александрович Регинин (Раппопорт, 1880-1952). Работал в редакциях одесских газет, участвовал в организации журналов “Смехач”, “Чудак”, “30 дней”. В 1928 году начал печатать в “30 днях” роман “Двенадцать стульев”.

В новом журнале он задумал опубликовать серию фотографий крупнейших литераторов «Писатели дома», которая сопровождалась автобиографичес-кими заметками. Выходила она под рубрикой «Авторы о себе». Начиная с апреля 1927 года, таким оригинальным способом, на страницах еженедельника было представлено множество писателей, среди которых – Викентий Вересаев, Леонид Леонов, Федор Гладков, Борис Лавренев…

Юлия Первова в своей еще неопубликованной книге о Грине свидетельствует:

«Примерно в середине сентября в Феодосии появился фотокорреспондент с запиской  т Регинина. Он попросил написать страницу для рубрики журнала “Как живут и работают писатели”.

– Что же я напишу? – Грин недоуменно посмотрел на молодого фотокорреспондента.

– Василий Александрович сказал – хоть несколько слов.

“Один день, – написал Грин. – Я опишу один день. <…>

Корреспондент сделал несколько снимков. Благодаря этому сохранились уникальные  фотографии семьи Гринов – в кухне; на скамейке под акацией, которую они спасли своими заботами; Александр Степанович в своем кабинете».

Страница из журнала “З0 дней” №10, 1927

Текст автобиографической зарисовки А. Грина и фотоснимки широко известны: они были напечатаны в 1927 году в 10-м номере журнала «30 дней». Впоследствии не раз перепечатывались в современных изданиях, в том числе – и не вошедшая в публикацию 1927 года  фотография: А. Грин и Н. Грин на скамейке под акацией. Однако имени фотокорреспондента мы не знали. Это объясняется тем, что долгое время музей располагал лишь страницей из журнала, где автор снимков указан не был. И только когда к нам поступил журнал полностью, выяснилось, что в номере помещена серия публикаций под рубрикой «Писатели дома». Кроме Александра Грина, в этом номере напечатаны автобиографические зарисовки Вячеслава Шишкова, Льва Никулина и Владимира Бахметьева, снабженные подборкой фотографий.

Нина и Александр Грин. Феодосия, 1927

А делал их, как явствует подпись в журнале, представьте себе – Роман Кармен! Да-да, всемирно знаменитый мастер фотоискусства!

Роман Лазаревич Кармен

Сын одесского писателя Лазаря Кармена, он вырос в окружении людей, чьи имена стали гордостью нашей культуры, – И.Бабеля, И.Бунина, К.Паустовского, Ю.Олеши, К.Чуковского… Именно отец подарил Роману маленькую фотокамеру «Кодак». И этот подарок имел судьбоносное значение. Когда, после смерти отца, семья переехала в Москву,             и Роман поступил на рабфак, он всё так же увлеченно продолжал заниматься фотографией.

Роман Кармен.

 В 1923 году возобновилось издание журнала «Огонек», десятки фоторепортеров были приглашены к сотрудничеству. Семнадцатилетний Роман Кармен тоже получил редакторское удостоверение, а в сентябре в «Огоньке» уже были опубликованы его первые снимки. Начинающего фотографа интересовали самые разнообразные сюжеты. Кроме «Огонька»,  он снимал и для других изданий: «Всемирная панорама», «Прожектор», «30 дней»… Профессия фотокорреспондента выработала остроту реакции, умение быстро ориентироваться в ситуации, высокое качество съемки. Кармен учился у выдающихся мастеров фотопортрета.

Роман Кармен  во время гражданской войны в Испании (1936-1939 годы).

Он был свидетелем всех этапных для России событий минувшего века. Репортер, начавший свою войну с фашизмом в Испании, он прошел почти все фронты Великой Отечественной. Он снимал под Москвой, в блокадном Ленинграде, в Сталинграде, на Висле и Шпрее. Он первым снял концлагерь Майданек и поверженный Берлин. Снимал подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии и Нюрнбергский процесс.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 005_compressed1-776x1024.jpg
Роман Кармен в Берлине. 1945

Во время войны Роман Лазаревич был не только кинооператором и режиссером, но и корреспондентом «Известий», «Правды», многих зарубежных информационных агентств. Его фильм «Разгром немецких войск под Москвой», выпущенный в 1942-м, уже на следующий год был удостоен «Оскара», а Кармен стал первым советским лауреатом этой премии.

kinopoisk.ru

Он ушел из жизни в 1978 году – выдающийся кинооператор, фоторепортер,  летописец XX века.

Роман Кармен был визитной карточкой большой страны с ее успехами и достижениями, хроникером социалистической эпохи. Его внимание привлекал прежде всего человек. Объектив его камеры запечатлел Максима Горького, Михаила Пришвина, Алексея Толстого… Теперь с полным основанием к этим замечательным именам мы причисляем Александра Грина.

Людмила Варламова, научный сотрудник

 Феодосийского музея А.С. Грина

(Газ. «Кафа», 8-9 июля 2011 г., «ФА», 8 июля 2011 г., тетрадь 267)

Подбор иллюстраций (по материалам сети интернет и архива музея) Панаиоти И.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *