ИСТОРИЯ ОДНОГО … ЯСТРЕБА? ИЛИ: КТО ТАКОЙ ГУЛЬ?

А.С. Грин с Гулем. 1929

В рассказе «История одного ястреба» Александр Степанович Грин описал реальное событие, участником которого был сам. Очень подробно об этой истории рассказала и Нина Николаевна Грин в воспоминаниях. Но речь пойдет только о Гуле – главном герое рассказа, а именно: к какому виду относилась эта птица, которую писатель спас, выкормил, вырастил и выпустил на волю?  Правда, получив свободу, Гуль не захотел расставаться со своими «родителями». Улетая, он вновь и вновь возвращался, а потом и вовсе стал ручным.

Н.Н. Грин с Гулем. 1929

В заголовке рассказа сказано: ястреб. В тексте Грин называет его то «ястреб», то «ястреб-кобчик», то «кобчик» и добавляет: «Кобчиков называют ещё −“тювики“, “осоеды“, “сарычи“». При этом оговаривается, что его Гуль ос не ел, хотя их всегда было много в саду, но зато с удовольствием ел мясо.

  Известно, что ястреб, тювик, сарыч и осоед относятся к семейству ястребиных, а кобчик − к семейству соколиных. И осоед, действительно, в своем рационе предпочитает ос, шмелей, диких пчел и их личинки.

Своего питомца Грин сравнивает по величине с диким голубем, тогда как ястреб почти в два раза крупнее. Отмеченное писателем оперение, − «коричневое с серо-желтой грудью и серым брюшком» − отличается от оперения выше перечисленных видов птиц, хотя, на первый взгляд, все они очень похожи, и все встречаются в Крыму.

Как-то, будучи в музее А.С .Грина, молодой ученый-орнитолог Карадагской биологической станции, а ныне − научный сотрудник Опукского природного заповедника Игорь Анатольевич Сикорский внимательно всмотрелся в фотографию, на которой А.С. Грин снят с Гулем на плече, и заявил: «Это не ястреб, это пустельга из семейства соколиных». Узнав о том, что Грин сумел приручить птицу, очень удивился: «Ястребы ещё могут приручаться, но пустельга – никогда. Как это удалось Грину – фантастика». Современники Александра Степановича отмечали его некоторое магическое воздействие на окружающих, но в данном случае он  просто, как сказала Нина Николаевна, «вложил в него все свои нерастраченные отцовские чувства», проявил терпение, внимание и заботу. И ответом ему была доверительная признательность птицы.

Пустельга крымская

Да, Грин не был уверен в определении вида питомца, но он довольно точно  описал его характерные особенности,  совпадающие с теми, которыми обладает пустельга. Например, Грин заметил очень внимательный взгляд птицы, чем пустельга действительно отличается, а еще − необычное трепетание крыльев при кратковременной остановке в полете и пронзительно издаваемые звуки.

Конечно, не суть важно, кем был Гуль на самом деле. В рассказе Александр Грин имел право определить его, как угодно. Главное − это трогательная история о верной дружбе и любви.

Лариса Ковтун,

научный сотрудник Феодосийского музея А.С. Грина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *